«13-я поправка» открыла Нью-йоркский кинофестиваль

НЬЮ-ЙОРК – Впервые за свою 54-летнюю историю Нью-Йоркский международный кинофестиваль, организуемый Линкольн-центром (NYFF 2016) , открылся документальным фильмом.

Этой чести удостоилась жесткая, доказательная и эмоциональная лента режиссера Авы Дюверней (Ava DuVernay) «13-я поправка» (13th) – исследование истоков, истории и сегодняшнего расизма в Америке. И на торжественном открытии NYFF, и на предшествовавшем ему пресс-просмотре реакция аудитории была восторженной. Когда по экрану пошли финальные титры, люди встали и долго аплодировали.

Отмечается, что это также первый фильм открытия фестиваля, снятый афроамериканкой. 44-летняя Дюверней получила известность своей предыдущей игровой лентой «Сельма» (Selma) о знаменитых маршах протеста середины 1960-х и борьбе Мартина Лютера Кинга против сегрегации и дискриминации чернокожих американцев.

Лазейка в поправке

Как отмечают рецензенты, «13» – эпическая, подробная, доказательная хроника расизма в США, продолжающего оставаться и сегодня огромной раковой опухолью на теле общества, с трудом поддающейся лечению.

Особенно подробно Дюверней анализирует чудовищную расовую диспропорцию в количестве заключенных американских тюрем. В США в настоящее время отбывают наказание 2 млн 300 тысяч человек, среди которых 40 (!) процентов составляют чернокожие мужчины. Каждый третий мужчина-афроамериканец в стране в какой-то момент своей жизни попадает за решетку. При том, что США, чье население составляет 5% от мирового, держат за решеткой 25% всех заключенных в мире.

«Чтобы люди осознали (расовую) проблему, – сказала Ава Дюверней на пресс-конференции, которую провел директор NYFF Кент Джонс (Kent Jones), – они должны получить всю информацию без утайки. Многие так называемые истины сфабрикованы теми, кто в этом заинтересован. Я надеюсь, наш фильм откроет людям глаза».

Название фильма отсылает к 13-й поправке к Конституции США, запретившей рабство. Приглашенные Дюверней эксперты указывают на смысловой изъян в тексте поправки, а именно на фразу о лишении бывших рабов гражданских прав, если они совершают преступления. Именно эта лазейка развязала руки расистам в 19-м веке и привела к принятию в 20-м веке законов о расовой сегрегации, получивших собирательное название «законы Джима Кроу». Дюверней не проходит мимо классического фильма Дэвида Уорка Гриффита «Рождение нации» (The Birth of a Nation, 1915), в котором демонизируются чернокожие «насильники» и прославляется «героический» Ку-Клукс-Клан.

Те же расистские импульсы прослеживаются и в «войне с наркотиками» (war on drugs), объявленной президентом Никсоном и продолженной последующими администрациями США. Именно необоснованно суровые и многочисленные приговоры чернокожим молодым людям привели в последние 10-20 лет к гигантскому скачку в числе заключенных в США. Приглашенные режиссером эксперты делают недвусмысленный вывод: труд заключенных поставлен на службу не обществу, а самым влиятельным корпорациям, которые извлекают из практически рабского труда обитателей тюрем огромные доходы.

Дюверней перемежает многочисленные «говорящие головы» – ученых, политиков, журналистов, общественных активистов, правозащитников самых разных взглядов, от левых экстремистов до ультраправых ястребов, с известными и малоизвестными кадрами архивной хроники. На пресс-конференции Дюверней эмоционально посетовала на трудности работы с архивными визуальными материалами, которая, по ее словам, попортила ей немало крови.

«Октябрьский сюрприз»

По мнению экспертов, фильм обречен получить гораздо более массовую аудиторию, чем обычный документальный фильм. Главные факторы – предстоящие президентские выборы и накал расовых конфликтов в стране на фоне массовых протестов из-за жестокого обращения полицейских с чернокожими в разных городах и штатах страны. Особенно драматично в контексте фильма смотрятся снятые на смартфоны видеокадры убийства полицейскими молодых афроамериканцев Трейвона Мартина, Эрика Гарнера и Филандо Кастиле. Дюверней и ее сестра Тара, помогавшая ей в работе, получили согласие семей убитых на использование этих съемок.

Среди «говорящих голов» мы видим правозащитницу Анджелу Дэвис, которую хорошо помнит старшее поколение жителей бывшего Советского Союза. Усилиями антиамериканской пропаганды из нее в годы правления Брежнева сделали икону несгибаемой мученицы. Сегодня 72-летняя бывшая коммунистка и вышедшая на пенсию профессор Калифорнийского университета в Санта-Крус Анджела Дэвис говорит о несправедливости массового лишения свободы молодых афроамериканцев, обвиняемых в мелких нарушениях закона.

Как отмечают наблюдатели, выход в прокат этой картины может стать неприятным «октябрьским сюрпризом» как для Дональда Трампа, так и для Хиллари Клинтон. Дюверней демонстрирует, что у кандидатов двух главных политических партий Америки нечисты руки в отношении расовых проблем.

В контексте дискуссии о причинах живучести расизма цитируются и Хиллари Клинтон, и Дональд Трамп, причем в невыгодном свете. Особенно резок «наезд» на Трампа. Его призыв «свинтить» демонстрантов, протестовавших на его предвыборных митингах, монтируется с кадрами жестокого избиения митингующих правозащитников в 1960-е годы. «В старые-добрые годы, – слышим мы ворчливый голос Трампа, – правоохранители действовали гораздо быстрее, и демонстрантов уносили на носилках». Встык даются кадры черно-белой хроники шестидесятых: мы видим санитаров, уносящих на носилках тяжело раненных полицейским спецназом афроамериканцев-демонстрантов.

Но и сопернице Трампа автор фильма спуску не дает. Дюверней напоминает, что в 1996 году тогдашняя первая леди Хиллари Клинтон окрестила городскую молодежь «суперхищниками» (super-predators), которых нужно сдерживать решительными мерами. Она поддержала в те годы билль об усилении борьбы с преступностью, который был подписан в 1994 году ее мужем и считается одним из факторов, вызвавшим скачок в росте «тюремного населения».

Отвечая на пресс-конференции на мой вопрос, насколько целесообразно было включать полемику с Трампом и Клинтон в контекст фильма, и не устареет ли эта часть фильма после ноябрьских выборов, Ава Дюверней сказала: «Я не думаю, что тема взглядов Трампа и Клинтон испарится после выборов. Национальная дискуссия продолжится, она вечнозеленая. Об этом спорили наши бабушки и дедушки, будут спорить и внуки».

«Вы, очевидно, против Трампа», – уточнил корреспондент, на что Дюверней шутливо ответила «Вы так думаете?», чем вызвала смех в зале, но затем сразу посерьезнела: «Мне важно было включить его (Трампа) в фильм, потому что он ведет страну в неизвестном направлении, и это будет иметь долговременные последствия, независимо от того, станет ли он президентом – о Боже, не верю, что я это сказала! – или нет».

«Прогресс налицо»

Как рассказала журналистам Дюверней, продюсером и заказчиком фильма выступил крупнейший национальный провайдер стриминга кинофильмов – корпорация Netflix, которая после короткого показа фильма «13-я поправка» в кинотеатрах делает его доступным своим подписчикам для стриминга уже с 7 октября.

«Нанесенная чернокожим травма не является основой нашей жизни, – подчеркнула Дюверней. – Да, мы выживаем, как выживают люди самого разного типа вокруг нас. Я могу переживать, я могу анализировать, я могу быть бескомпромиссной в желании лучшего, но я ни в коем случае не соглашусь, что мы живем также, как жили наши матери и бабушки. Я учила историю, и я знаю, о чем говорю. Как афроамериканка, и как кинематографист, я могу делать гораздо больше того, что можно было делать десять лет назад. Прогресс налицо».

В фильме подчеркивается позитивная роль Барака Обамы, который стал первым действующим президентом США, посетившим федеральную тюрьму и благодаря усилиям которого Министерство юстиции объявило в августе о постепенном закрытии частных тюрем. Они были подвергнуты жесткой критике за циничную коммерциализацию «госзаказа».

Как подчеркнул директор фестиваля Кент Джонс, такие картины, как «13-я поправка» и также включенная в программу NYFF «Долгая прогулка Билли Линна в перерыве футбольного матча» режиссера Энга Ли, «крепко привязывают фестиваль к самым острым проблемам сегодяшнего дня».

В фильме Ли, экранизации бестселлера Бена Фонтейна, ветеран войны в Ираке пытается адаптироваться к мирной жизни после пережитого им кошмара. Мировая премьера фильма, в котором заняты Кристен Стюарт, Крис Такер, Вин Дизел и Стив Мартин, запланирована на 14 октября. Критики пророчат ему оскаровскую номинацию, как, впрочем, и ленте Дюверней. «Долгая прогулка» выходит в массовый прокат в США 11 ноября. А в России, как сообщает портал «Кинопоиск», фильм Энга Ли выходит 2 марта будущего года.

По имеющимся данным, российского прокатчика у фильма «13-я поправка» нет.

Олег Сулькин VOA.gov

Новости РУССКОГО Нью-Йорка – Манхеттен, Бруклин, Квинс , Статен Айленд, Бронкс, Нью-Джерси

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*


This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.