Новый год 5775 пришелся на 25 сентября

Название праздника Рош Ха-Шана, “еврейского Нового года”, переводится с иврита как “Голова года”. Согласно иудейским традициям, в этот день произошло много знаменательных событий, в том числе создание богом первого человека Адама и потом изгнание из рая, выход Ноя из ковчега после Потопа, а также окончание рабского труда евреев в египетском плену.

Рош Ха-Шана, кроме того, – день, когда Всевышний творит суд над всеми обитателями Вселенной. Поэтому все верующие иудеи должны пробудить в своих сердцах раскаяние за совершенные грехи – для чего в утренние часы дней праздника (он отмечается в этом году с вечера 24 сентября по 26 сентября) в синагогах трубят в ритуальныебараньи роги “шофары”, символизирующие крик души, исходящий из глубины сердца. С Рош Ха-Шана начинаются “Дни Трепета”, десять дней молитв и раскаяния, завершающиеся Йом-Киппуром, “Судным днем” (в этом году 3 октября), также важнейшим праздником иудеев, когда Бог решает, насколько праведно каждый человек прожил последний год, рассказывает израильский журналист Александр Коган:

– Естественно, это религиозный праздник. На самом деле, это не совсем даже начало года. К первому дню седьмого месяца тишрей в еврейском календаре (это примерно сентябрь-октябрь) привязано очень много религиозных понятий, много религиозного смысла, это начало божьего суда, который ежегодно, так сказать, выносит приговор каждому из евреев. В еврейской традиции огромное количество праздников, но еврейский Новый год выделяется вместе с еще одним огромным по значимости днем – это Пейсах, праздник Исхода из Египта. Первый месяц – мы как бы вышли из Египта. Естественно, в Рош Ха-Шана огромное количество евреев идет в синагогу, все те, кто регулярно ее не посещает, в этот день туда приходят именно для того, чтобы услышать шофар. Потом такое же массовое посещение синагоги происходит еще раз, в Йом-Киппур. И это семейный праздник – уже после синагоги люди возвращаются и встречают вместе Новый год вместе с семьей. Есть определенный набор блюд, которые иудеи должны есть в праздники, и каждое из них имеет какую-то символику. Лук, свекла, финики – они все символизируют наше обращение к Всевышнему, чтобы он нас избавил от противников. Морковь, например, символизирует нашу мольбу о том, чтобы наши заслуги были учтены в “конечном приговоре”. Гранат – из-за его зернышек это символ того, что мы просим, чтобы наши заслуги умножились, как зерна граната. Голова рыбы или барана (в зависимости от общины, потому что разные общины встречают этот праздник по-разному) – это символ того, чтобы мы “шли в голове, а не в хвосте”.

– Все-таки вы говорите об ассоциации праздника с судом, и это наводит на грустные мысли. Но это веселый праздник?

– Да, естественно, веселый! Суд нас ждет, так сказать, впереди, это Йом-Киппур, “Судный день”, а вот в Рош Ха-Шана мы как бы стараемся показать, что мы готовы к этому суду, что мы радуемся. Я слышал как-то объяснение одного из раввинов, что мы радуемся приходу суда, и даже человек, который что-то совершил, когда приходит на суд, не должен выглядеть пришибленным, он должен радоваться: “Все в порядке, со мной все в порядке, вот судья вынесет правильное решение, со мной все будет хорошо, не будет наказания, будет, наоборот, что-нибудь поощрительное в конечном итоге”. Поэтому этот праздник, естественно, отмечается так вот по-семейному и радостно. Йом-Киппур – это пост, это день, когда ставится подпись под приговором на следующий год. Поэтому да, это день достаточно печальный, день поста, день, когда мы не радуемся, а наоборот, приходим в синагогу, объявляем о своих грехах и просим их забыть и простить.

– Принято в этот день дарить подарки?

– Изначально, я думаю, нет. Но сейчас израильтяне, и в религиозных семьях, дарят подарки – в основном детям. А у русскоязычных израильтян, которых около миллиона, это уже стало неким аналогом Нового года, который отмечался в Советском Союзе, когда так же принято было дарить подарки в семьях. К этому подключились торговые сети, которые предлагают большое количество скидок и различных товаров специально к этому дню. Это день, когда ходят в гости, когда приезжают и навещают родственников. У меня перед домом на стоянке машин в день праздника все места заняты, потому что приедут в гости и дети, и внуки, и те, кто живет со мной в одном доме.

– Нет ли у вас опасения, что религиозный праздник в конце концов станет светским?

– У нас настолько совместились понятия религиозных, национальных и светских праздников, что особо опасаться не стоит. Я сам человек не религиозный, но я традиционалист, можно сказать, и Рош Ха-Шана для меня праздник, который я помню с детских лет, он отмечался и в моей семье в Советском Союзе, в Одессе. Естественно, тихонько, без особого привлечения внимания, как простое семейное застолье. Не всегда этот день выпадал на выходные, на субботу-воскресенье, когда можно было собрать семью и что-то организовать, поставить какие-то продукты на стол, символику которых, кстати говоря, человек, пришедший со стороны, не еврей, не понял бы. Гранат, рыба и так далее. Этот праздник и религиозный, и семейный, и его отмечают свыше 90 процентов, а может, и больше евреев, – рассказывает израильский журналист Александр Коган.

Андрей Шароградский SVOBODA.ORG

 


RUSSIAN NEW YORK NEWS USA
MANHATTAN BROOKLYN QUEENS STATEN ISLAND THE BRONX NJ

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*


This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.