Еврейские корни американской конституции

проф. Пол Эйдельберг

Хотя многие авторы американской конституции не были слишком религиозными людьми, их политическая ментальность сформировалась в университетах, чья программа была основана в значительной степени на библейской традиции. Соответственно, эта статья будет разбита на три части. Первая покажет, какое влияние оказал иудаизм, в особенности Пятикнижие Моисеево, на высшее образование и на законы Америки 17-18Американская Конституция и Гербвеков. Во второй части будут проанализированы политические институты, предписанные Американской Конституцией, и будет показано, что последняя уходит своими корнями в еврейские законы и принципы. Третья часть посвящена анализу израильской политической и судебной системы показывает, что эта система основана не на законе или разуме, а на произволе людей. Это оправдывает исследование еврейских корней Американской Конституции.

А. Историческая справка

Ни одна нация не была подвержена более сильному влиянию “Ветхого Завета”, чем Америка. Среди первых американских общественных и политических деятелей, а также педагогов очень многие были прекрасно образованы в гебраистике. Второй президент США, Джон Адамс, выпускник Гарварда сказал о еврейском народе:

“Они сделали больше для цивилизации человеческого общества, чем любая другая нация…Они являются наиболее славной Нацией из всех , когда-либо населявших землю. Римляне и их империя были всего лишь мыльным пузырем в сравнении с евреями. Евреи дали религию трем четвертям земного шара и оказали на дела человеческого сообщества большее и более благотворное влияние, чем любая другая Нация, древняя или современная”.

Программа Гарварда, как и других колледжей и университетов ранней Америки, создавалась образованными и либеральными людьми, почитавшими “Ветхий Завет”. Ректор Гарварда Инкрис Матер (1685-1701) был заядлым гебраистом, как и его предшественники Генри Данстер и Чарльз Чанси. Произведения Матера изобилуют цитатами из Талмуда и из работ Саадии Гаона, Раши, Маймонида и других классических еврейских комментаторов.

Ректор Йельского университета Эзра Сталз с удовольствием беседовал о Мишне и Талмуде с приезжавшими в университет раввинскими авторитетами. Выступая при вступлении в должность в 1781, Стайлз произнес речь, которая была написана им на иврите и переведена на английский и была посвящена литературе на иврите. Иврит и изучение еврейских законов и законоуложений было обязательной частью учебной программы как Йейла, так и Гарварда.

В значительной степени то же самое может быть сказано и о Королевском Колледже (позднее преобразованном в Колумбийский университет), а также об университетах Вильяма и Мэри, Рутгерс, Принстон, Дартмут и Браун: гебраистика считалась в те дни одним из основных элементов либерального образования. Сэмюэль Джонсон, первый ректор Королевского Колледжа (1754-1763), выразил интеллектуальное отношение своих современников, сказав, что иврит “является необходимым элементом образования джентльмена”.

И такое отношение не было чисто академическим. 31 мая 1775 года, почти накануне Американской Революции, ректор Гарварда Сэмюэль Лэнгдон, обращаясь к Конгрессу Массучусетс Бэй, заявил: “Каждая нация, если она способна и согласна, имеет право устанавливать над собой любую форму правления, которая кажется ей наиболее способствующей ее благополучию. Гражданское законоуложение Израиля без сомнения представляет собой отличную общую модель.”

Доктрина Высшего Закона в Американской Декларации Независимости имеет свои корни в Торе. Хотя Томас Джеферсон, главный автор текста Декларации, не был большим поклонником еврейской Библии, он тем не менее составил декларацию, которая могла бы зажечь читающую Библию публику и подтолкнуть ее к поддержке Американской Революции.

В течение колониального периода, а также периода создания Конституции американцы, особенно пуритане, приняли и приспособили различные еврейские законы для своего собственного управления. Законодательство штата Нью Хэйвен, например, было основано на положении, что “юридические законы Б-га, как они были изложены Моисеем и поскольку они являют собой ограду для моральных законов, не являясь церемониальными и при отсутствии какого бы то ни было указания, привязывающего их непосредственно к Ханаану, обязывают в целом всех граждан, вплоть до введения более узких и конкретных формулировок. Тридцать восемь из семидесяти девяти положений Кодекса Нью Хэйвена 1665 года черпали свою силу в еврейской Библии. На той же основе базировались законы Массачусетса.

Пятнадцать главных законов Новой Англии включали “Семь Заповедей Ноя” из Торы, которые могут быть также названы семью универсальными законами морали. Шесть запрещают идолопоклонство, святотатство, убийство, прелюбодеяние и употребление в пищу живого мяса, в то время как седьмой закон предписывает создание суда справедливости. Такие суды явно необходимы для любого общества, основанного на приоритете разума и убеждений, а не на страстях и запугивании.

Семь универсальных законов морали представляют собой “мягкую ортодоксию”. Эта мягкая ортодоксия преодолевала все социальные и экономические различия, существовавшие между людьми: она делала всех людей равными перед законом. Таким образом, она накладывала ограничения как на правителей, так и на управляемых, тем самым приучая американцев к власти закона. Еще одним следствием этой древней еврейской ортодоксии было то, что она растворяла и подчиняла себе многие этнические различия между иммигрантами в новый свет. Она умеряла запросы различных групп, помогала координировать их разнообразные интересы и таланты, тем самым способствуя росту благосостояния Америки.

Поэтому, не преуменьшая влияния таких философов как Локк и Монтескье на создателей Американской Конституции, я считаю, что Америка может быть по справедливости названа первой и единственной страной, откровенно и явно основанной на Семи Заповедях Ноя из Торы. В самом деле, законодательства нескольких штатов, входивших в первоначальную федерацию, включали эти законы – включая запрет на святотатство и прелюбодеяние – еще в 19 веке. Конституции одиннадцати из тринадцати первоначальных штатов включали требование религиозного образования. Некоторые даже имели религиозную квалификацию среди критериев пригодности для занятия общественной должности.

Как ни странно это может казаться сегодня, объединенная резолюция Конгресса включила Семь Заповедей Ноя в государственный закон, установивший день 26 марта в 1991 году как “День образования”! Что спасает этот закон от обвинений в нарушении современной интерпретации Первой Поправки к Конституции это отсутствие в нем ссылок на еврейское происхождение Ноева кодекса. Здесь необходимо отвлечься на минуту и посвятить несколько слов Первой поправке.

Первая Поправка гласит, что “Конгресс не будет принимать законов, касающихся религиозных установлений…” Это примечание понимается сегодня неверно. Его основной целью было не предотвратить принятие Конгрессом законов, поддерживающих религию, а запретить Конгрессу установление какой бы то ни было государственной или национальной религии. В своей прощальной речи, составленной Джеймсом Мэдиссоном и Александром Гамильтоном, Джордж Вашингтон заявил: “Из всех склонностей и привычек, ведущих к политическому процветанию, религия и мораль являются незаменимыми столпами… Какое бы значение ни придавалось влиянию утонченного воспитания на структуру общественного мышления, разум и опыт не позволяют нам полагать, что национальная мораль может сохраниться при исключении религиозных принципов.” Отделение общественного закона от религии, а значит, и от морали лишает закон святости и авторитета, одновременно лишая мораль поддержки закона. Именно это является основной причиной морального падения сегодняшней Америки. Безусловно, имеются и другие причины, такие как моральный релятивизм, пронизывающий американскую систему образования и даже Верховный Суд.

Б.Давайте обратимся теперь к Американской Конституции и рассмотрим предписанные ею различные ветви власти, начиная с Палаты представителей.

Конгресс представляет 435 избирательных участков США, в каждом из которых жители выбирают человека, который представлял бы их интересы. Эта идея участковых выборов четко выражена в Торе: “Избирите для себя людей, которые мудры, понимающи и известны вашему племени, и я назначу их вашими руководителями” (Второзаконие, 1:13). Корень слова “избирать” в оригинале означает человека интеллектуального и морального характера.

В книге “Исход” (18:19) сказано: “отыщите среди всех людей с лидерскими способностями, Б-гобоязненных – людей правды, ненавидящих несправедливость.” Подобные критерии предписаны первоначальными конституциями штатов Мэриленд, Массачусетс, Нью-Хэмпшир и Роуд Айленд. Именно это и означает слово “выбор”, “отбор”. Это вовсе не демократический, а аристократический термин!

Таким образом, каждое племя должно отобрать из своей среды лучших людей чтобы были их представителями. Рав Самсон Рафаэль Гирш комментирует, что каждое племя (колено) должно отобрать по своему собственному разумению людей, чьи характеристики могут быть известны только тем, кто имеет непосредственное общение с ними. Это и есть библейский источник критерия места жительства для конгрессменов и сенаторов в США. Кроме того, то, что Тора называет “шевет”, после Второго Храма называлось участком (пелех).

Более того, идея участковых выборов соответствует еврейскому закону “делегирования” (Кидушин, 59-а). Этот закон синтезирует концепции представителя как “делегата” и “доверенного лица”, превалирующие в нееврейском мире. Если концепция “делегата” связывает представителя с инструкциями его избирателей, то концепция “доверенного лица” позволяет ему судить, насколько строгое следование этим инструкциям, при появлении новых данных и новых обстоятельств, повредит долговременным интересам его избирателей.

И, наконец, принцип еврейского закона, что “никакой закон не может быть навязан обществу, если он неприемлем для большинства” (Авода Зара, 36-а). Это, очевидно, обязывает законодателя или судью свериться с мнением общества. Следовательно, представительская демократия может быть ассимилирована иудаизмом путем простого добавления , что представители должны быть “людьми мудрыми и понимающими, людьми с лидерскими способностями, Б-гобоязненными – людьми любящими правду и ненавидящими несправедливость”.

Рассмотрим Сенат. Он отражает федеральный принцип. Но идея федерализма имеет свои корни в Торе и в двенадцати коленах. Каждое колено имело свои отличия, своего правителя, свои суды и своих руководящих лиц.

Рассмотрим президентскую или исполнительную власть. Президент является единоличной исполнительной властью, в отличие от коллективного руководства, которое мы имеем в израильской системе коалиционного кабинета министров. Идея единоличной исполнительной власти проистекает из Торы. Так, когда Моисей говорит Иеошуа проконсультироваться со старейшинами прежде, чем вести евреев в Страну Израиля, Б-г останавливает Моисея, говоря, что только один лидер может быть у поколения. И если вы посмотрите трактат Санэдрин 8-а, вы увидите, что еврейский закон отрицает коллективное руководство.

Следует отметить также, что Президент может быть подвергнут импичменту. Были времена в нееврейском мире, когда считалось, что Король не ошибается, что он выше закона. Это противоречит Торе. Любое частное лицо может пожаловаться на Царя Израиля в Санэдрине. Никто не стоит выше закона, даже Сам Б-г! В любом случае, по Американской Конституции любое частное лицо может подать в суд на Президента. Президент может быть снят с должности Конгрессом и осужден Сенатом под председательством главы Верховного Суда.

Еще одним важным моментом является то, что как президентом Америки может быть лишь урожденный американец, так и Царем Израиля может быть лишь рожденный евреем, а не перешедший в еврейство.

И, наконец, рассмотрим Верховный Суд. Как и Санэдрин, Верховный Суд в Америке является окончательным интерпретатором Конституции. Это необходимо для обеспечения “власти закона.” Власть закона подразумевает, что должен быть некий фундаментальный закон, стоящий выше и более постоянный, чем обычный закон. Фундаментальный и относительно незыблемый закон необходим для того, чтобы могло быть уважение к закону, ибо большинство людей не будут уважать законы постоянно меняющиеся. Поэтому необходим Верховный Суд, который примирял бы постоянное с преходящим. Таковой и была одна из основных функций Санэдрина.
Итак, мы убедились, что первоначальная Американская Конституция была крепко укоренена в Торе.

Полностью статя arielonline.com

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*


This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.