Ханука, восьмидневный иудаистский праздник огней, в этом году начинается в Рождество, которое отмечалось всего четыре раза с 1900 года.
Для некоторых раввинов пересечение двух религиозных праздников является благоприятным поводом для межконфессионального взаимодействия.
«Это может быть прекрасной возможностью для обучения, сотрудничества и единения», — сказал раввин Джош Стэнтон, вице-президент Еврейских федераций Северной Америки. Он курирует межконфессиональные инициативы, в которых участвуют 146 местных и региональных еврейских федераций, которые представляет его организация.
«Цель не в прозелитизме; цель в том, чтобы глубоко учиться друг у друга», — сказал он. «Это когда другие видят тебя так, как ты видишь себя».
Один из примеров единения: вечеринка Чиканука, организованная в четверг вечером несколькими еврейскими организациями Хьюстона, объединившая членов латиноамериканских и еврейских общин города для «межкультурного праздничного празднования». Место проведения: Музей Холокоста в Хьюстоне.
Еда, которая предлагалась, представляла собой смесь двух культур — например, латке-бар с гуакамоле, чили кон кесо и пико де галло, а также яблочным соусом и сметаной. Пончиковая выпечка была суфганийот — фирменное блюдо Хануки — и бунуэлос, а группа мариачи попробовала сыграть еврейскую народную песню «Хава Нагила».
«Нас действительно объединяют наши общие ценности — наша вера, наши семьи, наше наследие», — сказала Эрика Уинзор, специалист по связям с общественностью Еврейской федерации Большого Хьюстона.
Раввин Питер Тарлоу, исполнительный директор хьюстонского Центра латиноамериканско-еврейских отношений, сказал, что первое мероприятие Chicanukah 12 лет назад привлекло 20 человек, тогда как в этом году толпа насчитывала около 300 человек, и могла бы быть больше, если бы не было ограничений на посещаемость. Он сказал, что участники вечеринки были примерно поровну латиноамериканцами (некоторые из них были евреями латиноамериканского происхождения) и “англо”-евреями.
«Слишком много ненависти, слишком много разделения как по отношению к евреям, так и к латиноамериканцам», — сказал Тарлоу. «Это способ объединиться и показать, что мы поддерживаем друг друга».
Хотя Ханука и задумывалась как радостный, праздничный праздник, раввины отмечают, что в этом году он проходит на фоне продолжающихся конфликтов с участием израильских войск на Ближнем Востоке и опасений по поводу широко распространенных проявлений антисемитизма.
Раввин Моше Хауэр, исполнительный вице-президент Orthodox Union, признал, что многие евреи могут испытывать беспокойство в преддверии Хануки в этом году. Но он выразил уверенность, что большинство из них сохранят ключевую традицию: зажигание свечей на менорах-канделябрах и их выставление там, где их видно из окон домов и в общественных местах.
«Позиция нашей общины — без резкости, просто с решимостью — заключается в том, что менора должна находиться в наших окнах, в месте, где ее видит общественность», — сказал Хауэр.
«Это не столько для нас, еврейской общины, сколько для мира», — добавил он. «Мы должны делиться этим светом. Помещение меноры в окно — это наше выражение работы, чтобы быть светом среди народов».
Хауэр согласился со Стэнтоном, что совпадение Хануки и Рождества в этом году является «исключительной возможностью увидеть и ощутить многообразие Америки и многообразие ее религиозных общин».
Раввин Мотти Селигсон, директор по связям с общественностью хасидского движения Хабад-Любавич, отметил, что в этом году исполняется 50 лет со дня публичного зажжения менор. 8 декабря 1974 года — в рамках инициативы, начатой лидером Любавичского движения раввином Менахемом М. Шнеерсоном — менора была зажжена у здания Индепенденс-холла в Филадельфии, где в то время находился Колокол Свободы.
«Ханука — это праздник религиозной свободы, поэтому ее не следует воспринимать как должное», — сказал Селигсон. «Один из способов сделать это — праздновать ее публично».
Он сообщил, что в этом году Хабад организует около 15 000 публичных зажиганий меноры через свои многочисленные отделения по всему миру.
«Конечно, есть некоторые опасения», — сказал Селигсон, имея в виду опасения по поводу антисемитизма и политических трений. «Некоторые люди сомневаются, будут ли евреи праздновать так же открыто, как в прошлом».
«Я слышу, что нет никаких вариантов, чтобы мы не смогли этого сделать», — добавил он. «Единственный способ пережить эти трудные времена — стать сильнее, стать более гордыми и сиять ярче, чем когда-либо». Стэнтон согласился.
«На протяжении всей нашей истории мы переживали как легкие, так и трудные моменты», — сказал он. «Безопасность для нас не в том, чтобы прятаться. Она в том, чтобы протягивать руку помощи».
Почему Ханука в этом году так поздно? Простой ответ заключается в том, что еврейский календарь основан на лунных циклах и не синхронизирован с григорианским календарем, который устанавливает Рождество на 25 декабря. Ханука всегда начинается на 25-й день еврейского месяца Кислев, дата, которая приходится на период с конца ноября по конец декабря по григорианскому календарю.
В последний раз Ханука начиналась в Рождество в 2005 году. Но термин «Chrismukkah» — обозначающий совпадение двух праздников — стал популярным еще до этого. Термин приобрел дополнительную популярность в 2003 году, когда персонаж Сет Коэн в телевизионной драме «The OC» принял смешанный праздник как дань уважения своему отцу-еврею и матери-протестантке.
В этом сезоне канал Hallmark Channel представил новый рождественский фильм под названием «Идеальный подарок Лии», в котором рассказывается о молодой еврейке, которая восхищалась Рождеством издалека и получает возможность ощутить его вблизи, когда ее парень приглашает ее провести праздники с его семьей. Внимание, спойлер: не все идет гладко.
Несмотря на то, что подобные сюжетные линии указывают на увлечение Рождеством среди некоторых евреев, Стэнтон утверждает, что исследования Еврейских федераций выявили всплеск стремления евреев к более глубокой связи со своими традициями и общиной, а также всплеск волонтерства среди евреев в благотворительных целях во время праздников.
Leave a Reply