У древних египтян были дворцы, в которых пели дивы – поп-звезды своего времени

Тайная история рок-н-ролла

Рок-н-ролл возник в США и обрел популярность после Второй мировой. Однако в свет вышла новая книга Кристофера Ноулса (Christopher Knowles) «Тайная история рок-н-ролла» (The Secret History of Rock ‘n’ Roll), в которой утверждается, что этот жанр – часть древней истории, а корни рок-н-ролла уходят в толщу веков на глубину в 10 тысяч лет.

Кристофер Ноулс утверждает, что рок-н-ролл берет начало в мистических культах древнего мира.

«Эти культы были, своего рода, реакцией на лишенные, по сути, всего человеческого, «официальные
Elvis Presley Jailhouse Rock 1957 обряды», – рассказывает писатель. – В Греции, разумеется, это был Зевс. В Риме – Юпитер, а в Египте – Амон-Ра. Эти «государственные» культы не особо волновали простых людей, потому что со временем превращались в закостенелые формальности. А мистические культы обычно начинались вокруг имен богов плодородия – Деметры и бога виноделия Диониса в Греции, Исиды в Египте, матери-богины Кибелы в Риме. Богов было очень много. И все это вертелось вокруг темы плодородия и разных периодов человеской жизни. Людям было очень нужно чувство единения с кем-то более могущественным, чем они сами»

Во время этих церемоний звучала быстрая, громкая, буйная музыка, очень похожая на… рок-н-ролл.

«У древних египтян были дворцы, в которых пели дивы – поп-звезды своего времени. И они собирались на празднества, где можно было выпить пива и послушать музыку. У них были даже свои «металлисты» – парни, одетые в кожаные наряды, которые колотили своими мечами и щитами и надрывали легкие криком», – говорит Ноулс.

И как современный рок-н-ролл, древняя обрядовая музыка дарила людям возможность отрешиться от мирской суеты.

«Людям нужно веселье. Им нужен отдых. Им нужно чувство очищения. Мы видим это по всему миру, и это не только рок-н-ролл или древние мистические культы. Это есть во всех культурах. Это необходимая и остро желаемая часть людского существования – на время забыть о правилах, вырваться из нашей заурядной и повседневной реальности. То есть, поверхностный слой культуры может меняться, но все эти связующие черты проходят сквозь время, потому что они свидетельствуют о насущных людских чаяниях. Они говорят о нас, как о людях. Как мы относимся к жизни? Как мы смотрим на нее? В древнем мире это понималось в религиозном контексте . Сегодня мы понимаем, что это можно рассматривать в научном или психологическом контексте, а еще, как говорят некоторые, в качестве «культуры ради культуры», – продолжает свою мысль писатель, добавляя, что и в древние, и в нынешние времена новые тенденции развиваются «в пику» массовой культуре.

«Рок-н-ролл – как ящик Пандоры»

В своей книге Ноулс прослеживает эволюцию рок-н-ролла от выражения подросткового бунта до превращения в символ американской культуры.

«Это удивительный процесс, потому что все начинается с ритм-энд-блюза, – восхищается автор, – R&B – это смесь свинга, становящегося затем рокабилли, а потом – рок-н-роллом. Мы видим соул. Мы видим психоделический рок в 1960-м. Это открытый ящик Пандоры, откуда высыпается все больше и больше. Потом мы видим тяжелый металл, панк, арт-рок, прогрессивный рок и глэм-рок. И тем интереснее оглядываться на древние времена, где тоже были свои глэм-рокеры, «тяжелый металл и собственные панки».

Но знают ли современные звезды рока о сходстве между ними и древними «коллегами по цеху»?

«Пожалуй, нужно начать с Элвиса. А Элвис, что интересно, много размышлял об этом. Он и себя преподносил, как Аполлона, одетого супергероем в плаще. «Битлз» стали богами сами по себе. Джон Леннон – кто-то вроде мученика рок-н-ролла. Каждой религии нужен свой мученик. Эвис Пресли умер молодым. В той первой волне рока хватало мучеников – Бадди Холли, Джим Моррисон, Эдди Кокрэйн – все эти мученики из серии «живи быстро, умирай молодым». Джим Моррисон знал все об этих культах и говорил о них. Но не думаю, что современные панки разбираются в этих аспектах», – размышляет исследователь.

Фактически Кристофер Ноулс утверждает, что рок-н-ролл сегодня совсем не похож на тот, что был когда-то:

«Золотой век» рок-н-ролла начался, на мой взгляд, в 1965, с альбома Битлз «Rubber Soul». Там рок превращен в форму искусства, а не в очередную разновидность танцевальной музыки, что произошло на MTV в 80-х. Рок-н-ролл в 80-х звучал повсюду. Ты его слышал, ты его видел в клипах. Сегодня, конечно, музыка везде. Рок-н-ролл тоже везде – в каждой рекламе, в каждой детской программе на ТВ… Но он не важен для слушателей, особенно для молодых».
Но автор книги «Тайная история рок-н-ролла» напоминает, что музыка – это процесс, и рок-н-ролл еще ждет новый «золотой век». Музыка всегда была и навсегда останется с нами.

voanews.com

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*


This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.