Нью-Йорк. Улица Свинга – 52-ая стрит,

В1927 году Джо Хелбоку шел 31 год. Он был хозяином бара в старом кирпичном brownstone, что находился совсем рядом с нью-йоркскими студиями звукозаписи CBS и студиями радиостанций. Разбогатеть он не успел, потому что в стране был сухой закон. На этой обветшалой улочке, вернее на её отрезке между Пятым и Седьмым авеню, потихоньку начали возникать нелегальные питьевые заведения. Носили они типичные для эпохи названия: speakeasy и blind pig. Виски, которое здесь продавали, контрабандное, а проще и чаще – самогон, было ужасного качества, и джазмены, которые отработав свое на радио или записавшись на CBS, заходили к Джо Хелбоку или к его соседям. Впрочем, у Джо, который и сам являлся бутлегером, был небольшой полутемный зал с облезлыми стенами, кривой сценой и полуживым пианино. Кое-кто из парней пытался, время от времени выбить из черно-белых какую-нибудь мелодию.

Этот отрезок улицы между двумя авеню вошел в историю города и в историю джаза, как улица Свинга, 52-я улица.

До сих пор на ламповых, на транзисторных, через спутники HotBird и AsiaSat-7, а так же с нашего сайта www.svoboda.org  вы слушаете еженедельное «Время Джаза». У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.

Сharlie Parker – 52nd Street Theme

Самая, пожалуй, короткая пьеска, вернее ее исполнение, за всю историю джаза на «Свободе» – 42 секунды. Это – «Тема 52-й Улицы» – головокружительная пьеса Телониуса Монка, которую некоторые друзья джазмены пытались присвоить. Записана она была в «Massey Hall’e», Торонто, 15 мая 1953 года. В этой скороговорке участвовали: Диззи Гиллеспи – труба; Чарли Паркер – альт-саксофон; Бад Пауэлл – рояль; Чарльз Мингус – контрабас и Макс Роуч – ударные. Все – ветераны этой самой 52-й улицы. Вот более продолжительная версия:

The Oscar Peterson Trio – 52nd Street Theme

«52nd Street Theme»: Оскар Питерсон – рояль; Хёрб Эллис – гитара и Рей Браун – контрабас. Ньюпортский фестиваль, 7 июля 1957 года.

Эта стремительная, со всех ног бегущая пьеска была примером монковских головокружительных шедевров. Эту «Тему» играли во всех клубах улицы Свинга. Но.., но тенор-саксофонист Бадд Джонсон вспоминал:

«… Монк был задет тем, что все лавры его собственного стиля, ставшего практически базой раннего бибопа, получают Диззи и Птица. Как-то я пришел к нему вечером выпить стаканчик и он сказал:

– «Так и быть, я им оставлю мои разработки и пусть они прут вперед. Я же займусь чем-нибудь новым, создам новый стиль. И он сыграл мне пару странных на первый взгляд пьес, совсем не похожих на прежние его вещи.

– Это невероятно, – сказал я ему… Выше крыши!  Как ты это назовешь?  – Не знаю, приятель, сказал Монк, вообще – сам не знаю…»

Таково мое короткое музыкальное вступление к сюжету 52-й стрит. Послушаем кого-нибудь из героев эпохи.

Glenn Miller And His Orchestra – St. Louis Blues March

Чувствуется четкая выправка капитана ВВС Гленна Миллера. Он соединил «St. Louis Blues» W.C. Хэнди с военным маршем. Этот вариант блюза он записал уже в зоне бомбардировок, в Лондоне 1941 года. Я поставил эту вещь по двум причинам. Гленн Миллер родился 1 марта 1904 года. И вторая: Гленн, бэндлидер одного из лучших оркестров свинга предвоенной и военной эпохи, финансировал знаменитый клуб 52-й стрит «The Famous Door». Но день рождения обязывает меня поставить и его знаменитую серенаду:

Glenn Miller And His Orchestra – Moonlight Serenade

«Moonlight Serenade», «Серенада Лунного Света» Митчелла Париша и Гленна Миллера. Безоблачное небо над Америкой 1939 года; гроза в Европе. Оркестр военно-воздушных сил США, Лондон.

Итак, сухой закон промок, если не утоп, его не стало и  Джо Хелбок переехал из дома номер 35 по 52-й West в дом 72 там же, в гораздо более просторное помещение и открыл клуб «Оникс». Теперь он даже смог нанять домашнего пианиста. Стафф Смис, Арт Тейтум, Джон Кёрби, Коузи Коул, Диззи Гиллеспи  выступали в «Ониксе».

В 1944 году на улице Свинга открылся клуб «Downbeat». Он просуществовал четыре года; здесь выступали такие звезды, как Диззи Гиллеспи, Коулмен Хоукинс, Билли Холидей, Лестер Янг, а в 1948 году клуб превратился в стрип-клуб, скажем в «стриптизню».

Как вы заметили, имена джазменов повторяются и будут повторяться. Они играли то в одном, то в другом клубе и иногда, просто переходя улицу.

Еще один известный клуб «Hickory House». Он открылся в 1933-м и удержался аж до 1968-го! Здесь играли Мэриен Мак-Партлэнд, Мэри Лу Вильямс, Дюк Эллингтон, Бобби Хэкетт, Джек Тигарден и Бенни Гудмен.

Bud Powell – Blues For Bessie

«Blues For Bessie», «Блюз для Бэсси» – в джазе есть только одна Бэсси, Бэсси Смис. Композиция Бада Пауэлла, его же трио: Бад – рояль; Жорж Дювивье – контрабас и Арт Тейлор – ударные. 5 октября 1956 года, Нью-Йорк.

52-ая стрит родилась в волнах свинга. Когда из Гарлема, из колыбели бибопа «Minton’s Playhouse», на 52-ю хлынули боперы, лишь некоторые старожилы улицы выразили недовольство. В целом музыканты и фаны были в восторге. Так называемая «новая вещь» поднимала уровень эндорфинов и привлекала новые толпы по вечерам, а то и под утро. Бад Пауэлл, друг Монка и наследник Арта Тейтума, играл на улице Свинга. Кстати, он был первым, он, а не Телониус, тем, кто исполнил монковскую «Вокруг Полночи».

Cat Anderson – Just Squeeze Me – 7:52 (Cat Anderson – Cat Speaks – Black & Blue)

«Just Squeeze Me, But Please Don’t Tease Me», «Пожалуйста, не дразни меня, а обними меня…» – стандарт Дюка Эллингтона 1941 года; слова (грядут) были написаны Ли Гейнсом. Еще один ветеран улицы Свинга, шестидесятилетний трубач Кэт Эндерсон, записанный в Париже 4 июня 1977 года с парижскими джазменами. Итого: Кот Эндерсон: с сурдинкой и без – труба; Жерар Бадини – тенор-сакс и кларнет; Раймон Фол – рояль; Мишель Годри – контрабас и Сэм Вудярд (USA!) – ударные. Отмечу цитату, сыгранную Котом из иного стандарта (Арлена и Кёхлера) «Stormy Weather»…

А теперь, годами певшая на 52-й, Сара Вон со словами этого стандарта:

Sarah Vaughan – Just Squeeze Me

«Just Squeeze Me» – Эллингтона и Гейнса. Сара Вон – вокал; ей аккомпанировали: Барни Кессел – гитара и Джо Комфорт – контрабас. 8 августа 1962 года, студия звукозаписи фирмы «Roulette».

Клуб «The Famous Door», «Знаменитая Дверь», упомянутая мною в связи с Гленном Миллером, называлась так, потому что джазмены оставляли автографы на входной двери. В 30-е годы в клубе гудели большие оркестры и царствовал диксиленд. Оркестры: Каунта Бэйси, Вуди Хэрмэна и Чарли Барнета. Годы активности: 1935 —1950. Среди солистов назову Реда Норво, Тедди Уилсона и, Билли Холидей плюс Бесси Смис, среди вокалисток. Еще один: «Sportlite Club». Элита выступавших это Коулмэн Хоукинс, опять же Леди Дей, Диззи Гиллеспи, Чарли Паркер, Бен Уэбстер и, само собой, Лестер Янг. Легендарный клуб «Kelly’s Stable», 137-ая West: оркестр Коулмэна Хокинса начал играть здесь в 1939 году. В состав входили: Телониус Монк, Майлз Дейвис, Оскар Петифорд и Макс Роуч. Ред Аллен заполучил здесь шестинедельный контракт, а сам Хок регулярно выступал с 1941-го, а затем, но уже с Диззи, до 1943 года. Билли Холидей в нелегкие дни получила в «Конюшне Кэлли», «Kelly’s Stable», четырехнедельный контракт. Септет Бенни Картера так же красовался на афише клуба, как и трио Нэт-Кинг-Коула.

Если на вас на не напал Морфей, вы всё еще слушаете еженедельное «Время Джаза» на самых коротких в мире волнах «Свободы», через спутники HotBird и AsiaSat-7 или же с нашего сайта www.svoboda.org . У микрофона в городке на Сене – ваш ДС.

Dizzy Gillespie – I Found A Million Dollar Baby In A Five And Ten Cent Store

«I Found A Million Dollar Baby In A Five And Ten Cent Store», «Я откопал в магазинчике «Всё за 5 или 10 центов» крошку ценой в миллион!» – бродвейский хит  1931 года. Автор музыки – Харри Уоррэн. Слова были написаны в 1926 году импресарио и шоуменом Билли Роузом. Диззи Гиллеспи – труба; Джюниор Мэнс – фортепьяно; Лес Спанн – флейта; Сэм Джоунс – контрабас и Лекс Хамфрис – ударные. «Verve» под руководством Нормэна Грэнца, февраль 1959 года.

Напротив «Знаменитой Двери» находился клуб Джимми Раяна – «Jimmy Ryan’s». Джимми обычно приглашал играть традиционные оркестры. Главным событием его вечеров были парады. Оркестр на сцене играл «Когда святые пройдут маршем («Oh, when the saints…») и трубачи, тромбонисты, вся секция медных отправлялась маршем вокруг клуба и часто заходила в клубы напротив, в «The Famous Door» или в «Three Deuces». Музыканты шли через сцену и возвращались в «Клуб Джимми Раяна». Это было музыкальной и исторической сноской на – Новый Орлеан.

У Джимми, как и напротив, играли все на свете, включая Луи Приму:

Louis Prima – I Can’t Believe That You’re In Love With Me – 6:01 (Louis Prima – Las Vegas Prima Style – Capitol)

«I Can’t Believe That You’re In Love With Me», «Я не могу поверить в то, что ты в меня влюбилась…» – Джимми МакХью, музыка, и Кларенса Гаскилла – слова. Песня-стандарт 1921 года. Среди самых знаменитых ранних исполнений песни версии Луи Армстронга, Нэта Гоунэлла, Ёрла Хайнса, Тедди Уилсона и Эллы Фитцджеральд. В данном случае в эту неожиданную любовь не может поверить оркестр Луи Прима. Сам Прима – труба и вокал; Лу Сино – тромбон; Сэм Батера – тенор-сакс; Уилли МакКамбэр – рояль; Тони Льюизза – контрабас и Харви Лэнг – ударные. Все музыканты подпевают Луи Приме. Запись была сделана в 1958 году в Лас-Вегасе, в гостинице «Сахара».

Финишная прямая вашего еженедельного «Времени Джаза». Наши, известные от Томска до Тихуаны, от Бреста до Берлина, от Воронежа до Варшавы координаты, это www.svoboda.org . У микрофона, в торопящемся навстречу весне Париже, ваш ДС.

– Пройти через всю 52-ую улицу, – говорила Мэриан МакПартлэнд, – было всё равно, что пройти через историю джаза. За несколько часов и через несколько стаканчиков вы пересекали страну от Нового Орлеана до Гарлема и бибопа».

Отмечу, для пианистки бибоп был, по крайней мере, городом или – большим кварталом.

Алэк Уайлдэр, композитор и аранжировщик, говорил так: – 52-ая улица была морем дружбы. Наверное, в последний раз американская улица предлагала тебе абсолютную безопасность, тепло и лихорадку музыкальной дружбы».

Бэн Уебстер так же был гражданином Улицы. В те годы шоферу такси не нужно было говорить – На 52-ую стрит!» Достаточно было сказать: – На Улицу». С Большой буквы.

Ben Webster & Oscar Peterson – This Can’t Be Love

«This Can’t Be Love», «Это не может быть любовью, потому что я чувствую себя слишком хорошо» – шедевр Лоренца Харта и Ричарда Роджерса. Бэн Уебстер в гостях у Оскара Питерсона. Бэн – тенор-сакс; Оскар – рояль; Рей Браун – контрабас и Эд Сигпэн – ударные. 6 ноября 1959 года. Голливуд, Калифорния.

В наши дни ничто на 52-й не напоминает те славные годы веселья, джаза и вполне разумного безумия. Вместо пятиэтажных браунстоунс высятся современные башни из алюминия и стекла. Сорок лет назад король Tin-Pan-Alley Арнольд Шо утверждал, что один клуб все же уцелел – Iron Gate. Но я не нашел его на карте Манхэттена.

Я не могу сказать привычное «вот и всё». Тема 52-й улицы будет продолжена и, увы, проиллюстрирована, как сегодня, записями ветеранов Улицы, но записями сделанными не в клубах эпохи, а в студиях звукозаписи и на концертах иных дней. Увы, как не устают повторять историки джаза, записи сделанные не live ничего общего не имеют с тем джазом, что бушевал по всей Америке….

Дмитрий Савицкий

Полностью статья на SVOBODA.ORG

RUSSIAN NEW YORK NEWS USA
MANHATTAN BROOKLYN QUEENS THE BRONX NJ

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*


This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.