Известие об аресте Горбачёва и бунте кГчП автор встретил в поезде, возвращаясь в Москву из глубинки.

На следующий день поехал в центр города, чтобы поснимать события. однако, обычным фото-
аппаратом ничего особенно ценного снять не удалось. решил, что будет интересно использо-
вать для съёмок панорамный фотоаппарат с широким горизонтальным охватом пространства.
другими словами, подошёл к съёмкам не как фоторепортёр, а как фотохудожник. Собственно
это и претворил в жизнь. учитывая то, что репортажи до того никто не снимал панорамой,
снимки воистину уникальны. таким образом, это событие снято на 5-7 плёнок по 21 кадру в
каждой, но для обнародованнее автор отобрал всего не более 10 кадров. вся серия никогда
и нигде не публиковалась, за исключением одного снимка, который экспонировался на одной
французской фотовыставке. несколько контрольных отпечатков (маленькие, не выставочного
формата) в конце 91 года попали в руки неизвестному жуликоватому арт-дилеру и, к сожале-
нию, исчезли.
Эта серия экспонируется впервые, по прошествии 20 лет. отпечатки сверхбольшие, около 1
метра в длину.
СЛОНИКИ
История этой серии любопытна – друг автора, начинающий писатель Станислав устенко, по-
просил его сделать несколько снимков для публичной презентации своей фантастической кни-
ги “наблюдатель” (Сюжет книги можно определить как постапокалиптическая фантастика или
альтернативная история). Поскольку в ней есть отсылки к советскому времени, то Стас просил
автора снять нечто в его «совеобычной» манере, так и не определив, что же это «нечто». Из
всех вариантов и прикидок, у автора отложилось только “люди в противогазах”.
Сначала планировалось сделать высокодетализированные портреты персонажей книги в ин-
терьерах, но для этого пришлось бы подбирать актёров, костюмы, интерьеры – то есть, задача
была сродни сьёмке фильма. Потом автору пришло в голову, что можно было бы просто снять
портреты в костюмах, но вне интерьеров. окончательно же идея сформировалась внезапно:
просто снять некоторое количество человек, надевших противогазы (хочет противогазы – будут
ему противогазы!). концепция «в противогазе каждый одинаков, и в то же время есть разли-чия» (это референс к другой серии автора, “Семь дней”, также представленной на выставке. в
процессе работы, автор окончательно понял, что нужно снять персонажей до и после “наложе-
ния противогаза”.
таким образом, родилась эта серия – каждый из 16 участников снят до, в, и ПоСЛе, + бонус – в
момент снятия маски. 10 минутное пребывание в противогазе неуловимо меняет лицо, выраже-
ние, мировосприятие – это необычный опыт. Эту разницу в лицах автору и хотелось показать.
(Правда, одному персонажу этот опыт не дал ничего – как он пояснил позже, он два года про-
служил в химических войсках, и ходил в противогазе каждый день.) в качестве модели, автор
снялся сам, а также снял родственников и друзей, знакомых и незнакомых, а некоторым даже
пришлось платить деньги – настолько любопытны были их лица, буквально персонажи Fellini
style. Самое удивительное, что в вышеупомянутой книге ПротИвоГаЗЫ вообще нигде не упо-
минаются – это была абстрактная, не привязанная к сюжету аллегория автора.
СЕМЬ ДНЕЙ
Идея эта зародилась в начале 90х годов, подобная серия была снята, но из-за недостаточной
резкости изображений была забракована.
Идея проста – каждый день в одно и то же время автор делает свой автопортрет – сугубо техни-
ческая съёмка «на паспорт». каждый день в одном и том же костюме, на белом фоне, в одно и
то же время. однако, если разглядывать эти фото внимательно, можно заметить, как меняется
лицо человека – здесь он уставший, тут весёлый, тут слегка пьяненький, тут небрит и помят и
т.п. и т.д. разглядывая снимки, можно заметить неуловимое течение времени, хотя формально
они все одинаковы. для того, чтобы навести зрителя на мысль о том, что это разные дни ка-
лендаря, рамки 6 фотографий планировалось покрасить в чёрный цвет, а седьмую, воскресную
– в красный. во вновь сделанной серии, снятой в первые дни ноября в New Haven, CT, автор
решил отказаться от разноцветных рамок, и на 7 день надел красный жилет и галстук, вместо
чёрных, как в обычные дни.
Задумка этой серии родилась как прокламация возможностей фотографии, недоступных живо-
писцам – ибо художник, даже если будет рисовать каждый день по новому портрету, эту разницу
либо не увидит, либо утрирует. разницу в этих 7 портретах сможет увидеть только чеЛовек (а
не животное и не робот) – ибо тонкИе нЮанСЫ МИМИкИ чеЛовечеСкоГо ЛИЦа И СЛедЫ
вреМенИ на нЁМ очевИднЫ тоЛЬко чеЛовеку.
ФОТОГРАММЫ и ПЛЁНОЧНЫЕ КОЛЛАЖИ
Идея делать фотографии без фотоаппарата не нова, и существует практически с самого нача-
ла фотографии.
автора подтолкнуло к этому появление копировальных аппаратов – в СССр они были запре-
щены, в начале реформ в институте, где он в то время работал, появился ксерокс. «Можно
ли сделать фотографию с помощью копира?» задумался автор. И приложил к этому ксероксу
руку – причём буквально – откинув крышку, отсканировал ладонь, затем однорублёвую купюру,
затем три копейки. в ксероксе кончалась краска, и на изображении оказались светлые полосы.
(Эти сканы сохранились до сих пор.) Затем изображения были откопированы фотоспособом на
фотобумагу, и методом голодного или контактного проявления перенесены на высококонтраст-
ную полиграфическую фотоплёнку. в результате таких манипуляций, появилась серия “рубли-
три” (то есть 1р 03 коп), и не спрашивайте, почему. автор не вкладывает нИкакИх МЫСЛеЙ и
ИдеЙ в изображение, ему нравится смотреть на фактуру, как люди смотрят на звёзды – они не спрашивают, почему, зачем и как?
все фотограммы сделаны по этому принципу – часть из них – это обработка снимков, сделан-
ных, порой, сломанным фотоаппаратом, часть – коллажи из негативов, в любом случае, это
абсолютно вИЗИонерСкИе проекты, без мыслей, где есть только чувСтва, есть наблюдение
фактурЫ и фотографических артефактов.
коллажи из негативов автор также относит к фотограммам. хоть они изначально и были сдела-
ны с помощью фотоаппарата, но здесь изображение с камеры не самоценно, оно не субьект, а
обьект для дальнейших манипуляций с клеем, химическими растворами и клейкой лентой.
есть две выделяющиеся фотограммы – одна Мытьё ног Проявителем (сделана путём апплика-
ции ног, воды, мыла и т.п. на засвеченную фотобумагу), а вторая – вобЛа – здесь объект про-
ступает сквозь жёсткие фотографические артефакты, собираясь в целое из ничего не значащих
по отдельности кадров. http://www.photopassion.ru/index.php?album=conceptual
Лебедев Иван артуровИч, фотохудожнИк.
родился в 1959 году. окончил Первый Медицинский институт. И.М. Сеченова. впоследствии
защитил кандидатскую диссертацию по психиатрии и довольно быстро оставил науку на вто-
ром месте, переключившись на самореализацию своих богатых творческих потенциалов.
живёт и работает в Москве, но свободно перемещается по миру, в последние годы часть сво-
бодного от бизнеса времени проводит в нью хэйвене, занимаясь фотографическими экспери-
ментами.
в 1989, 1990, 1991 годах у И.а. Лебедева прошли персональные и коллективные выставки
в Москве (СССр), вильнюс (Литва) и во франции. в 1990м году – вступил в Международную
федерацию художников при Юнеско (московское отделение, отделение «фото и графики»), за-
тем был некоторый перерыв, а в октябре 2011 года начал выставляться в СШа (Art Space, New
Haven, CT; MORA, Tri States Paper Works, Jersey City, NJ; CWOS, Alternative Studios, Individual
Hall, New Haven CT)
основополагающим отличием фотографии от живописи автор считает три ипостаси времени,
присущих фотографическому изображению – а именно фиксация конкретного момента, течение
времени внутри кадра и следы временного износа на физическом отпечатке, на его фактуре.
Главное стремление автора – визуализировать среду, а не концептуализировать её. Последния
стремления художника в 2010-2011 году связаны с изысканиями в технологии цифровой сьём-
ки, называемой им sliced panorama, и технологии печати, называемой им patchwork printing,
больше напоминающей коллажирование, вдохновлённое примером David Hockney.
автор снимает достаточно мало, но ещё более строго отсеивает отснятое, предпочитая не за-
сорять малозначимыми изображениями такой пёстрый и богатый на медиа современный мир.

Выставка фотографии
20 Лет Спустя
ПУТЧ 1991 года.
8 Декабря по 30 Декабря
Музей будет открыт:
Пятницу, Субботу, Воскресенье c 15 до 19
Закрыт с 24го до 26го Декабря
Лебедев Иван артуровИч, фотохудожнИк. (Москва)
МоRА / Музей Русского Искусства в Джерси Сити
80 Grand Street, Jersey City
открытие 9 декабря с 17 до 20
Контактный телефон: 203 6238798
Для справок обращайтесь museumora@gmail.com

www.MoraMuseum.org

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*


This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.