Документальный фильм «Pussy Riot: панк-молебен» был создан независимыми режиссерами англичанином Майком Лернером и бывшим москвичом, ныне живущим в Нью-Йорке, Максимом Поздоровкиным. После показа фильма на фестивале Сандэнс в начале этого года права на фильм были куплены кабельным телеканалом HBO.
В эксклюзивном интервью Русскй службе «Голоса Америки» Лернер и Поздоровкин рассказали, что стремились избежать стереотипов, которыми обросла группа Pussy Riot. В фильме нет авторского закадрового голоса: режиссеры предоставляют слово участницам группы, их родителям, адвокатам, сторонникам и противникам. И хотя симпатии авторов фильма явно на стороне панк-феминисток, они стремились показать сложность этой истории, которая зачастую теряется в сенсационных заголовках новостей.
На следующей неделе фильм Лернера и Поздоровкина будет демонстрироваться в рамках кинофестиваля Human Rights Watch в Нью-Йорке.
Так называемый «панк-молебен» в Храме Христа Спасителя длился менее минуты, но история Pussy Riot оказалась долгоиграющей. По мнению сторонников панк-феминисток, она высветила проблемы современной России: репрессии против инакомыслящих и растущее слияние церкви и государства. Их оппоненты считают, что повышенное внимание к Pussy Riot на Западе свидетельствует о попытках подорвать устои российского общества и государства извне.
Режиссеры фильма «Pussy Riot: панк-молебен», англичанин Майк Лернер и бывший москвич, ныне живущий в Нью-Йорке, Максим Поздоровкин попытались пойти дальше расхожих стереотипов. Они считают, что не соответствуют действительности ни образ примитивных хулиганок, который создают российские федеральные телеканалы, ни создаваемый на Западе образ жертв путинского режима.
Говорит Майк Лернер: «Я думаю, что многие на Западе не поняли природу протеста Pussy Riot. Здесь их видят, как панк-группу, жестоко наказанную государством за выступления против Путина. Но это более сложная история. Многие из тех, кто поддерживает Pussy Riot на Западе, не знакомы с их политическими взглядами. Они действительно радикальные феминистки. Вероятно, некоторые консерваторы, поддерживающие их здесь, не согласятся с их революционными идеями. И это – один из парадоксов в этой истории».
Фильм в значительной степени основывается на кадрах, снятых во время суда над участницами Pussy Riot.
«Мы рассказываем эту историю словами самих женщин, через их выступления в суде, где они объясняют, что они сделали, и какова была их мотивация», – отмечает Майк Лернер.
По словам кинематографистов, отснятые в Хамовническом суде кадры они приобрели у РИА «Новости» – и в том, что историю антисистемных активисток они рассказывают с помощью полуофициального российского агентства, Майк Лернер видит еще один парадокс: «Мы даже хотели в фильме выразить благодарность Кремлю за то, что они помогли нам рассказать эту историю».
Впрочем, антикремлевский посыл фильма очевиден, хотя, по словам Максима Поздоровкина, в его планы никак не входило создание пропагандистской агитки: «Нет никакого интереса делать пропаганду. Хочется преподнести правдивую версию, интересную историю. Передать это. Мы сделали фильм. Фильм монтировался вот здесь. Здесь сидело два-три человека. Мы делали фильм. И потом, когда HBO купило право на показ этого фильма, они, в принципе, никак его не изменили. Никаких требований не было».
Выпускник Гарвардского университета, Поздоровкин признает, что разделяет политические взгляды и эстетические вкусы российских панк-феминисток. Познакомившись с ними, Максим обнаружил, что слушает ту же музыку и читает тех же авторов: «Я думаю, есть люди, которые их поддерживают, не совсем понимая их идеи, их идеологию. То, что они реально хотят, что они – реально революционерки. Хотят реально трансформировать общество. Настроены антикапиталистически. Что во многом Pussy Riot это то же поколение, что движение «Оккупай». Мне кажется, что это панк-культура, которая пытается использовать какую-то спонтанность и организационные структуры интернет-культуры для того, чтобы выразить и найти какие-то новые пути для оппозиционной деятельности. Они – часть какого-то глобального движения. Не только просто российский пример. Меня всегда интересовала история русского авангарда, искусства, панк-рока. Я в молодости играл в разных командах. Меня всегда интересовала роль феминизма в России. Особенно, зная, что и до революции, и после был такой рывок, с точки зрения прав женщин. А вот второй волны феминизма в России никогда не было, в 1960-70-х годах».
По мнению Поздоровкина, спровоцированные Pussy Riot дебаты будут полезны российскому обществу, хотя они и продемонстрировали, что сегодня Россия – гораздо более консервативная страна, чем думают многие на Западе: «Да, Россия – более консервативная страна. Люди, может быть, не готовы к этому. У нас в фильме один из адвокатов Pussy Riot говорит об этом. В народе не понимают панк-культуру, они не понимают «акционизма». И это хотелось передать. Да, эта акция спровоцировала и реакцию церкви, все же десятки тысяч верующих вышли, чтобы протестовать против этого. Мы хотели, и это тоже показать. Что это не просто Путин. Опять же, когда углубляешься, когда делаешь полнометражный фильм, можно это все показать».
Поздоровкин очень надеется, что этот фильм будет показан в России, но пока уверенности в этом нет: «Мы собираемся его показывать в декабре, если разрешат, на фестивале. Сейчас нас пригласили. Зрителям понравилось. Так что, надеюсь. Я не совсем понимаю – был закон, что их ролик, молебен, теперь считается экстремистским. Мне не совсем понятно, теперь, если фильм использует этот ролик, значит, считается ли фильм экстремистским? Считается ли передача Мамонтова экстремистской? Потому что они тоже показывают этот ролик. Неизвестно, но пока мы собираемся в декабре показывать фильм».
По словам Лернера и Поздоровкина, им понравилось работать вместе, и они уже разрабатывают следующий совместный проект – фильм о Большом театре.
Leave a Reply