В шестидесятые годы в Париже был такой сатирический журнал Hara-Kiri, его основал Франсуа Каванна. Там были остросатирические карикатуры, шутки и приколы. После того как читатели обозвали его “тупым и грязным”, Каванна сделал это официальным девизом издания. В 1970-м году умер Шарль де Голль, спустя несколько дней после трагедии в ночном клубе в поселке Коломби, когда погибло 140 человек.
Журнал обсмеял официальную прессу, выйдя с обложкой “Трагедия в Коломби – умер всего один”. В результате, министр МВД Франции запретил журнал лично. Чтобы продолжить работу, редакция переименовала журнал в Charlie Hebdo, взяв имя мальчика Чарли Брауна из американских комиксов про Peanuts.
Да, в семидесятые во Франции тоже наказывали за сатиру. И эта редакция чувствовала на себе, как это все непросто. Может быть, проблема была в том, что в европейских странах не было ничего похожего на поправку к конституции США, защищающую не только свободу слова, но и свободу творческого выражения. Именно она защищает авторов пародий и сатиры – даже если дело идет в суд, оно просто наталкивается там именно на эту поправку.
В 2006 году редакция перепечатала знаменитый карикатуры из датской газеты Julands-Posten по поводу связи терроризма и последователей пророка Мохаммеда. Плюс они добавили пару-тройку карикатур от себя лично. В этом издании работали очень едкие авторы-карикатуристы.
И опять Франция испугалась. Жак Ширак, президент республики, тут же обозвал их “провокаторами, которые разжигают страсти”. Особенно всех разозлила карикатура с плачущим Магометом и подписью C’est dur d’être aimé par des cons (“как тяжко, когда тебя любят идиоты”) – так потом назвали фильм, который показывали на Каннском фестивале про всю эту ситуацию.
Союз исламских организаций Франции подал на них в суд за “расизм”. На что издатель журнала Филипп Валь сказал “Расизм – это полагать, что эти люди не понимают сатиры”. Из политиков только один оказался вменяемым – будущий президент Саркози написал в суд письмо, защищающее традиции французской сатиры, которая, собственно и сформировала давным-давно идеи гуманизма в борьбе против клерикальной монархической машины.
Если вы посмотрите карикатуры тех времен – например, 1789 года, – то “Юландс-Постен” покажется детским лепетом в песочнице тотального безопасного либерализма.
Тогда, в суде было доказано, что издание все-таки борется не с магометанством а с терроризмом фундаменталистов.
В 2008 м ветерана-карикатуриста под ником Sine тот же Филлип Валь уволил после обвинений в том, что он нарисовал антисемитскую карикатуру. На что Sine отсудил у редакции 90 000 евро за незаконное увольнение.
В ноябре 2011 года издание вышло под шапкой «Шариат-Эбдо», где приглашенным редактором значился Магомет. В этот день редакцию в 20-м районе Парижа закидали коктейлями Молотова.
На самом деле, французские политики каждый раз сдавали сатириков на растерзание. И, в общем, они подготовили сегодняшнюю трагедию, когда в офис «Шарль-Эбдо» ворвались автоматчики и убили одиннадцать журналистов и художников. Потому, что ситуацию в обществе, когда в ответ на сатиру летят гранаты и пули, надо выжигать в корне, иначе это не остановить.
Вообще-то все это, конечно, совершено гопническая модель – гопник, который не в состоянии ответить достойно на язвительную шутку, хватает лом и пробивает голову.
Более того – известно, что гопник этот промышляет по вечерам грабежами и хотел бы, чтобы по этому поводу все помалкивали на районе.
Сегодняшняя атака увязывается с карикатурой на лидера ИГИЛ.
Кто-нибудь может что-то хорошее сказать про ИГИЛ? Или всем молчать, заткнуться и ждать, когда они придут и за вами? Только лишь бы никого не обидеть словом или картинкой?
Сатира снова стала опасным делом на передовой свободы. Это вам не унылые «Куклы» или какой-нибудь Задорнов со сказками про американцев. Тут убивают за слово. За черно-белую картинку. А это уже называется «культурная пропасть».
Сейчас одни будут говорить , что «не надо было провоцировать», другие будут записываться в «Национальный фронт».
Но правда в том, что с террористами нельзя вести переговоры, иначе ты проигрываешь с первого же слова – они начинают тебе диктовать свои правила игры. Именно на этом поднялся ИГИЛ и никто не знает , как его остановить. Умный проигрывает глупому с гранатометом. Журналист проигрывает подонку с калашом, потому что его оружие – перо.
Но это не значит, что нужно прятаться по подвалам или выносить на околицу хлеб-соль, встречая банду моджахедов. Сегодня стало ясно – убивающие журналистов и художников, они убивают и полицейских тоже.
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/581607#ixzz3O9HHx3k4
Leave a Reply