На только что завершившемся фестивале документального кино DOC NYC был показан новый фильм нью-йоркского режиссера Люси Костелянец «Под нашу музыку можно не танцевать» (We Don’t Wanna Make You Dance). А за полтора года до нынешней премьеры ее предыдущий документальный фильм «Соня» (Sonia), снятый в 2007 году, совершил путешествие в Петербург, где его показали в Музее Анны Ахматовой.
В интервью «Голосу Америки» Люси Костелянец (дочь выдающегося американского адвоката – выходца из России Бориса Костелянца) назвала себя нетипичным режиссером, склонным браться лишь за темы, являющимися частью ее личного опыта.
«Я люблю увлекательные путешествия в прошлое, – сказала Люси Костелянец, беседуя с корреспондентом «Голоса Америки» в своей студии в «Доме Николая Рериха» на Верхнем Вест-Сайде Манхэттена. – Соня Дымшиц-Толстая – моя двоюродная бабушка – была активной участницей русского художественного авангарда начала 20-го века, работала в разных техниках. Она вышла замуж за писателя Алексея Толстого, у них родилась дочь Марианна. Я изучала архивы, несколько раз ездила в Россию, встречалась с самыми разными людьми, нашла своих родственников. С проектом второго фильма – другая история, но тоже очень личная. Я снимала для души на любительскую камеру рок-группу братьев Миллеров в 83-м и 88-м годах. А потом осознала, что эта ностальгия, перенесенная на экран, может быть интересна не только мне одной».
Название группы «Миллер, Миллер, Миллер и Слоун», по замечанию рецензента, напоминает скорее название юридической фирмы, чем музыкального ансамбля. В 1983 году братья Миллеры и певец Блейк Слоун, игравшие тогда в стиле фанк-поп, были очень популярны в Нью-Йорке, выступали в культовых клубах The Ritz и CBGB. В 1988 году, когда их снова снимала на свою камеру Люси Костелянец, они поменяли стиль, увлекшись электронной музыкой. В 2008 году, то есть через 15 лет после распада группы, она собрала их специально для фильма на «реюньон».
«Вначале ребята проявили некоторую настороженность, – продолжает Люси Костелянец. – Почему это я молчала так долго и вдруг решила про них снимать кино? Но потом они расслабились и стали предельно отзывчивыми. Для них совместное музыкальное творчество стало фактором, определившим их дальнейшие судьбы. И стало важным способом реакции на испытания, выпадавшие на их долю. Когда у Миллеров умер отец, они написали песню в память о нем. Один из них стал монтажером музыкальных видео. Другой – замечательным художником-графиком. А третий – серьезно увлекся компьютерными технологиями».
«Рок-музыка может разрушать исполнителей, – считает Костелянец. – Вы знаете обычный нарратив историй про музыкантов – наркотики, алкоголь, депрессии, самоубийства. Здесь, наоборот, – счастливый сценарий. Ребята, в общем, довольны тем, как сложилась их жизнь. И я очень рада, что им понравился фильм».
Прежде Люси Костелянец снимала короткие документальные фильмы о детях. Долгое время она работала в департаменте искусств городского совета Нью-Йорка. Дважды входила в состав совета Международных киносеминаров.
В апреле 2012 года Люси Костелянец и ее фильм «Соня» пригласил петербургский Музей Анны Ахматовой. Прошел показ фильма и в Музее нонконформистского искусства. По словам Костелянец, интерес у российской публики был большой, и многие зрители высказывали удивление тем, что режиссеру-иностранцу удалось так детально и глубоко изучить жизнь и творчество русской художницы.
София Дымшиц-Толстая (1886 -1963) была сестрой Розалии – бабушки Люси. Талантливый живописец и график, она находилась в самом центре художественной жизни России начала 20-го века, искала новые формы. Дымшиц-Толстая дружила с Максимилианом Волошиным, тесно сотрудничала с Владимиром Татлиным под руководством наркома просвещения Анатолия Луначарского, участвовала в создании первых советских женских журналов «Крестьянка» и «Работница». Ее брак с Алексеем Толстым продолжался семь лет. Большую часть своей долгой и трудной жизни художница прожила в Ленинграде.
Отец Люси Борис Костелянец, умерший в 2006 году в возрасте 94 лет, родился в Петербурге в семье богатого еврейского коммерсанта. После Октябрьского переворота семья эмигрировала в Нью-Йорк. Борис Костелянец, будучи помощником федерального прокурора, принимал участие в процессах против Аль Капоне и других главарей мафии. После второй мировой войны возглавлял секцию министерства юстиции США по расследованию мошенничества в сфере военных поставок. Став видным экспертом в сфере налогового права, он возглавлял Нью-Йоркскую коллегию адвокатов. Его сын Ричард Костелянец – брат Люси – видный арт-критик, эссеист и литератор.
Олег Сулькин VOA.GOV
Leave a Reply