4 ноября на Международном фестивале документальных фильмов в Амстердаме впервые была показан а работа режиссера Александра Гентелева “Игры Путина”. Фильм рассказывает об ущербе, нанесенном окружающей среде, и общем хаосе, к которому привела грандиозная олимпийская стройка. Одним из главных героев фильма является строительный подрядчик Валерий Морозов. Он повествует о господствующей на подготовке к Играм коррупции и об угрозах, которые заставили его бежать из России и искать убежище в Великобритании. Премьера фильма в России назначена на 6 декабря.
В интервью британской газете Daily Telegraph продюсер фильма Симоне Бауманн заявила о том, что еще до премьеры картины русские дважды просили ее не показывать фильм, предлагая за это немалые деньги. Бауманн отвергла предложение дважды. В третий раз к ней обратился некто, имеющий тесные связи с официальными лицами в России. Она отказала снова. “Как им кажется, все можно купить, стоит только назвать цену. Наверное, в России обычно так оно и есть, – говорит Бауманн. – Но я просто сказала, что в таком разговоре не заинтересована”.
Несмотря на то что Москва уже предлагает за фильм большие деньги, картину ни российские, ни международные олимпийские чиновники еще не видели. Фильм был назван “политически мотивированной атакой на ценности Игр” самим Международным олимпийским комитетом, который к тому же не позволил использовать слово “Олимпиада” в названии фильма и запретил использование в нем архивных записей Игр, пишет журнал Hollywood Reporter.
Гентелев действительно пригласил в свой фильм одного из российских оппозиционеров Бориса Немцова, который родился в Сочи, пишет газетаMoscow Times. Немцов высмеивает выбор Сочи для проведения зимних Олимпийских игр. “Вам пришлось бы провести немало времени, изучая карту этой страны, в поисках местности без снега, – говорит Немцов в фильме, – Путину это удалось”. Тем не менее критика в фильме сбалансирована комментариями Анатолия Пахомова, мэра Сочи и сторонника Путина, говорят продюсеры фильма.
Гентелев рассказывает, что российские чиновники, стоящие за подготовкой Игр, отказывались участвовать в съемках. “Снимать в Сочи очень трудно. Стройки больше похожи на военные базы, а назначить интервью с официальными лицами, ответственными за выполнение работ, практически невозможно”. Режиссер действительно выбрал ироничную, иногда даже комическую тональность для фильма, пишет газета Independent. Он использует веселую музыку в качестве саундтрека, а его собеседники часто шутят о проведении зимних Игр в субтропиках.
Документальный фильм пытается ответить на вопрос: почему же Международный олимпийский комитет решил провести зимнюю Олимпиаду именно в Сочи? Сайт канадского телеканала СВС пишет: “Некоторые находят это решение странным. Когда МОК объявил о том, что Игры пройдут в России, в Сочи не было ни одного сооружения, которое бы подходило для хоть каких-то олимпийских целей. Гарри Каспаров, политический деятель и чемпион мира по шахматам, говорит: “Помимо способности Владимира Путина лоббировать этот вопрос в разговорах один на один, мне кажется, МОК просто поверил в то, что любая проблема может быть решена, было бы достаточно финансов”.
Daily Telegraph пишет: в фильме идет речь о том, как “Кремль разбрасывался деньгами, только бы обеспечить проведение Олимпиады в Сочи. Карл Шранц, бывший австрийский олимпийский лыжный чемпион и советник Путина по вопросу проведения Игр в Сочи, говорит о лоббировании Олимпиады. За этой операцией стояли большие деньги – наличные, которые, согласно словам бывшего главы Олимпийского комитета России Леонида Тягачева, были практически неограниченны. Эти деньги были использованы для лоббирования в Международном олимпийском комитете. В итоге Игры отдали Сочи, а не Зальцбургу, который также сражался за проведение Игр в 2007 году”.
Чего же ожидать от фильма? Журнал Variety пишет: “Эта картина безусловно согрела бы сатирическую душу Джорджа Оруэлла, если бы он смог посмотреть этот документальный фильм. Киноленте суждено радовать зрителей кинофестивалей по всему миру, кроме самой России. Редко случается, чтобы проект такого масштаба, как проведение Олимпиады, был столь плохо рассчитан. Судя по пышным, одетым в розовые бикини телам на сочинских пляжах, фильм убедительно доказывает: Путину стоило раньше понять – у него нет ни одного шанса провести стройку по предложенному расписанию и бюджету. Фильм становится чем-то еще более значительным – портретом современной российской глупости. Лента заставляет зрителей смеяться, раскрывая в то же время тревожную правду о том, как подобные дела делаются – или не делаются – в общественное системе, где национальная гордость не принимает во внимание такие вещи, как простая практичность”.
Анна Шаманская SVOBODA.ORG
НОВОСТИ РУССКОГО НЬЮ-ЙОРКА США
МАНХЕТТЕН БРУКЛИН КВИНС СТАТЕН АЙЛЕНД БРОНКС
Leave a Reply