Альбина Шагимуратова на сцене Метрополитен-опера

CСегодня , 16 декабря и в последующие несколько дней в декабре и январе на сцену Метрополитен-опера в Нью-Йорке выйдет сопрано из Татарстана Альбина Шагимуратова. Она выступит в роли Царицы ночи в англоязычной и более компактной, чем каноническая, постановке оперы Моцарта «Волшебная флейта», которая предназначена стать украшением рождественского сезона. 100-минутной версией для семейной аудитории известного американского режиссера театра и кино Джули Теймор будет дирижировать британка Джейн Гловер, одна из ведущих в мире экспертов по творчеству Моцарта.

Albina Shimgurativa Russian New York USA NewsЧто касается Альбины Шагимуратовой, то ее можно смело считать мировым экспертом по роли Царицы ночи. Именно этой партией она дебютировала на сцене Мет в 2010 году в тогдашней постановке «Волшебной флейты». Она пела Царицу ночи на самых престижных оперных подмостках, включая «Ла Скала», Ковент-Гарден и Венскую оперу.

С Альбиной Шагимуратовой побеседовал корреспондент Русской службы «Голоса Америки».

Олег Сулькин: Альбина, для вас и эта партия, и эта сцена уже привычны. Нет повода для излишнего волнения?

Альбина Шагимуратова: Да, это была та же «Волшебная флейта», только полная версия, и исполнялась она в 2010 году на немецком языке.

О.С.: Пишут, что вы стали петь эту партию в Мет без единой сценической репетиции.

А.Ш.: Я приехала тогда буквально за неделю до первого спектакля. Верно, у нас не было ни одной репетиции на сцене. И на премьере, в первый же вечер, вырубились все компьютеры. Механизм, с помощью которого моя героиня медленно выезжает на сцену, исполняя первую арию, застопорился. Работники сцены толкали машину вручную, и половину первой арии я спела, еще будучи за сценой.

О.С.: В общем, в полном соответствии с народной мудростью про первый блин…

А.Ш.: А еще – это было 1 апреля.

О.С.: Могу себе представить, как вы волновались.

А.Ш.: Да, очень. Но Мэтью Поленцани, известный американский тенор, — он пел в тот вечер партию Тамино, — видя, в какую переделку я попала, всячески меня подбадривал. Находясь спиной к залу, он глазами, мимикой меня поддерживал, воодушевлял. Я ему очень благодарна. Вообще, партия Царицы ночи открыла для меня двери крупнейших театров мира. Она технически очень сложная. Можно по пальцам пересчитать тех певиц в мире, кто по-настоящему хорошо ее поют.

О.С.: В чем сложность этой партии?

А.Ш.: Нужна стабильность, уверенность исполнителя. Обычно как бывает: главное – спеть премьерный спектакль, а дальше все идет по накатанной. С Царицей ночи так не бывает. И репетиция – экзамен, и премьера – еще больший экзамен, и все остальные спектакли – продолжение экзамена. Эта партия – технический спорт. Моя первая Царица ночи была с Рикардо Мути на Зальцбургском фестивале в 2008 году. Диана Дамрау тогда отказалась петь, и ей срочно искали замену. Передо мной пели порядка десяти других претенденток, также проходивших прослушивание на эту роль. Так вот некоторые из них даже не попадали на все четыре «фа», а только на три. Я стояла в конце списка. Примерно понимала, как надо петь, чтобы понравилось такому мастеру, как Мути. Я спела обе арии Царицы ночи и через 20 минут получила положительный ответ.

О.С.: Какое впечатление на вас произвела Джули Теймор?

А.Ш.: Ничего не могу сказать. Я с ней не работала. Насколько я знаю, она непосредственно участвовала в подготовке этого спектакля, только когда он создавался, в 2005-2006 годах.

О.С.: А что еще вы любите петь, какие партии?

А.Ш.: Лючию де Ламмермур в опере Доницетти. Через месяц я пою ее в «Ла Скала», а весной — в Лос-Анджелесской опере.

О.С.: Вы родились в семье адвокатов. Кто вам привил интерес к музыке?

А.Ш.: Сами родители. Меня учили игре на фортепиано с пяти лет. Мама любит петь — для себя, в компаниях. У папы первое образование музыкальное, он играет на баяне. Но они никогда не интересовались оперой. Это я для себя открыла сама, будучи подростком. И их уже за собой повела.

О.С.: Родители следят за вашими успехами?

А.Ш.: Каждый день разговариваем по телефону. И не только. Родители приезжали из Казани, где они живут, на мои выступления и в Хьюстон, и в Лос-Анджелес, и в другие города.

О.С.: В Хьюстоне вы стажировались два года. Насколько пребывание там оказалось для вас полезным?

А.Ш.: Очень. Благодаря этой стажировке я и вышла на международный уровень. Попала я туда волею случая. В 2003 году руководитель молодежной программы Хьюстонской оперы приехала на прослушивание в Москву. Я спела. Ей понравилось. Потом она приезжала еще и еще, слушала меня, говорила, что я расту, развиваюсь. В итоге пригласила меня в Хьюстон в 2006 году. Я посоветовалась с родителями и поехала, хотя с английским у меня тогда было неважно. Во время стажировки из Хьюстона съездила в Москву, на конкурс Чайковского, и неожиданно для себя заняла первое место. А буквально через неделю я уже пела для Мути Царицу ночи.

О.С.: Как у вас все здорово получается. Как говорят американцы, оказываетесь в нужном месте в нужное время. Наверное, верите в судьбу?

А.Ш.: Да, конечно. Помимо трудолюбия и таланта, творческим людям нужна удача.

О.С.: Какими принципами руководствуетесь в жизни?

А.Ш.: Мой главный принцип — профессионализм в полном понимании этого слова. А также умение собираться, концентрироваться.

О.С.: Есть другая теория: чтобы добиться успеха, нужно уметь расслабляться.

А.Ш.: (смеется). Наверное, это не в моем случае. Я себе не даю поблажек, ну, может быть, чуть-чуть.

О.С.: У вас есть своя семья, помимо родителей? Вы замужем?

А.Ш.: Ну что вы! При таком расписании все это практически невозможно. Чем выше поднимаешься, тем больше ты занят.

О.С.: Альбина, вы народная артистка Татарстана, ведущая солистка Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. На сайте театра вас назвали «татарским соловьем». Вам нравится это выражение?

А.Ш.: Нравится. Красиво.

О.С.: Вы на татарском языке поете?

А.Ш.: Пою, спела уже три оперы. И народные песни пою, и романсы татарских композиторов.

О.С.: Удается находить время, чтобы выступать в Казани?

А.Ш.: Последнее время совсем не удается. Иногда получается один спектакль за сезон.

О.С.: На вас там не обижаются?

А.Ш.: Слава богу, нет. Мне повезло с нашим директором, Рауфалем Сабировичем Мухаметзяновым. Он только приветствует мои международные успехи. Насколько я знаю, я первая татарка, которая поет в самых престижных оперных театрах мира. И уж точно первая татарка на сцене Метрополитен-опера.

Олег Сулькин VOA.GOV

НОВОСТИ РУССКОГО НЬЮ-ЙОРКА США

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*


This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.