«Участок» из Азербайджана

the precinct video участок азербайджан кадр с фильмаНа соискание ежегодной премии Американской академии киноискусства «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке» Азербайджан выдвинул фильм «Участок» (The Precinct). Эта дебютная лента режиссера Ильгара Сафата повествует о модном бакинском фотографе, пытающемся разобраться в своих чувствах и попадающем в фантасмагорическую ситуацию.

Азербайджан был впервые приглашен Академией представить фильм в иностранную категорию летом 2006 года. Первой попыткой стала лента «Кавказ» режиссера Фарида Гумбатова, выдвинутая в 2007 году. Это история пожилой женщины, которая едет на поезде в Россию из раздираемого войной кавказского региона. В следующем году была представлена драма Шамиля Наджафзаде «Крепость» о съемочной группе, снимающей кино в далеком горном городке, но также не попала в финальную пульку номинантов. И вот третья попытка.

Действие «Участка» начинается в Баку, в мастерской модного фотографа Гариба, специализирующегося в жанре «ню». Перед ним мучительная дилемма – либо принять соблазнительный контракт и отправиться на работу за рубеж, либо жениться на талантливом и красивом скульпторе Сабине, с которой он помолвлен.

В ходе экскурсии в горный район древних пещер Гобустан его автомобиль попадает в страшную аварию. Гариб и Сабина выживают, но затем начинаются странные события. Фотографа и его спутницу везут в полицейский участок и начинают допрашивать. Удивительное дело: следователи чрезвычайно осведомлены обо всех деталях жизни Гариба…
«В азербайджанском языке слово “сахэ” обозначает не только полицейский участок, но и в более широком плане зону, территорию, – сказал в телефонном интервью “Голосу Америки” режиссер Ильгар Сафат. – Мне важно было показать, что мой герой попадает в некую полуфантастическую, сюрреалистическую среду. Ему как бы устраивают допрос с пристрастием, а, с другой стороны, он сам анализирует свою жизнь, переоценивая морально-этические компромиссы, на которые он постоянно шел».

Кадр из фильма «Участок»
Фильм «Участок» – совместное производство студий «Нариманфильм» (Азербайджан), «Грузия-фильм» и «Багира-филмс» (Грузия), при финансовой поддержке министерства культуры и туризма Азербайджана. Как подчеркивают набюдатели, это первый опыт совместной продукции в постсоветское время между студиями двух республик Закавказья. Главные роли исполнили Заза Бежашвили (Грузия), Мелисса Папель (Франция), Вагиф Ибрагимоглы (Азербайджан).

Ильгар Сафат – кинорежиссер, поэт и рок-бард. Родился в 1972 году. В 1995 году окончил Педагогический институт в Баку, а в 2002 году – Высшие режиссерские курсы в Москве (мастерская Владимира Хотиненко).

«Идея снять этот фильм пришла мне во сне, – продолжал г-н Сафат. – Я записал сюжетную канву и стал ее обдумывать. Именно тогда, в 2004 году, я вернулся в Москву с Дальнего Востока, где снимал этнографические документальные и короткометражные фильмы. Особенно меня увлек шаманизм у удэгейцев – небольшого народа, живущего в тех краях. Снятый мной об этом фильм называется «Корни неба».

Разработка проекта «Участка» велась в рамках Ассоциации независимых кинопроизводителей стран Южного Кавказа (IFA-SC). Затем заявку утвердило министерство культуры и туризма Азербайджана. Как подчеркнул г-н Сафат в беседе с корреспондентом «Голоса Америки», власти не смутило, что в центре сюжета оказалась достаточно табуированная для национальной культуры тема эротики, выраженная в фотографировании обнаженного женского тела. Гариб – «придуманный персонаж», и его профессия фотографа «ню», по словам режиссера, крайне нетипична для Азербайджана.

«Главный нерв фильма – духовное, нравственное перерождение героя, – отметил режиссер. – Он переживает глубокое покаяние, пересматривает отношение к женщинам, к любви. Персонажи, которых мы встречаем во флэшбеках его детства – это, по сути, отражение его психики. В сновидении, по Юнгу, каждый образ символизирует особенности психики того человека, кто этот сон видит. Мне показалось интересным соединить архетип женщины, который мерещится герою в наскальных фресках Гобустана, и реальность его отношений с Сабиной».

Азербайджанская пресса сообщила, что фильм монтировался в Баку, затем дорабатывался в Грузии. На «Ленфильме» записывался звук по системе “Dolby”, а в Германии, на студии «Бавария-фильм», осуществлялась цветокоррекция и печать негатива.

«Я очень люблю смотреть и пересматривать киноклассику, – сказал Ильгар Сафат. – Очень люблю Бергмана, Брессона, Антониони. Конечно, я осознаю, что в нашей стране кинематограф долгое время находился в состоянии глубокой стагнации. Но сейчас многое меняется. Кинотеатры стали реставрировать, реконструируется студия “Азербайджан-фильм”. В стране производится примерно 8-10 фильмов в год. Отрадно, что половина из них дебюты, значит, молодые кадры идут в кинопромышленность».

Как сообщил в одном из интервью продюсер киностудии «Нариманфильм» Нариман Мамедов, брат Ильгара Сафата, его студией снято около десяти фильмов, в том числе три игровые ленты. По сообщению сайта aze.az, «Участок» примет участие в конкурсной программе 11-го Тбилисского международного кинофестиваля (TIFF), который будет проходить 6-12 декабря.

В 2010 году 65 стран выдвинули фильмы в категории «лучший фильм на иностранном языке». Оскаровские номинации будут объявлены 25 января, а сама церемония вручения наград, 83-я по счету, пройдет в Kodak Theatre в Голливуде 27 февраля.

voanews.com

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*


This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.