Нью-Йорк. Революционер из Одессы.

Винодел, пришедший с холода

Впервые я обратил внимание на его имя благодаря публикации в американском винном журнале. Статья рассказывала о винах штата Нью-Йорк. Об этих самых винах я тогда почти ничего не знал. В середине минувшего века они были объектом насмешек: дешевые шипучки, домашние наливки, простецкие крепленые. И вот, говорилось в статье, в штат Нью-Йорк, в район Пальчиковых озер (Finger Lakes) приехал революционер виноделия, уроженец Украины, и совершил переворот в винной культуре Восточного побережья Соединенных Штатов. Звали революционера Константин Фрэнк (Konstantin Frank). Имя “уроженца Украины” я запомнил. Подробней о нем я позже прочел в капитальном исследовании “История вин Америки”. Про то, какую революцию он совершил, в исследовании рассказывалось подробно: именно Константин Фрэнк первым скрестил корни туземного “неотесанного” винограда (перебор танина, резкий запах) с европейскими одомашненными сортами и радикально улучшил качество нью-йоркских белых вин. Но о жизни революционера, особенно о ее первой половине, известно немного: в американских пересказах он выглядит как типичный удачливый иммигрант, приехавший на “новую родину” после Второй мировой войны.

Константин Фрэнк не был типичным. Родился он в семье немецких колонистов в Одессе в 1899 году (некоторые источники указывают другую дату: 1897 год). Окончил Одесский сельскохозяйственный институт. Защитил диссертацию на тему “Выращивание винограда в условиях сурового климата”. Работал в винодельческом совхозе при научно-исследовательском институте. Во время войны остался в оккупированной Одессе. Об этом периоде почти ничего неизвестно. В конце войны вместе с тремя детьми и женой переезжает в Австрию. В Австрии Фрэнк работает по специальности в американской оккупационной зоне. По словам его внука Фреда, в СССР деда гнобили бы как немца, а в Австрии сочли русским. Так что в 1951 году вся семья вновь снимается и уезжает в Америку. В багаже у Фрэнка – книги по виноделию, в том числе написанные им самим, 40 долларов, знание пяти языков (английского он тогда не знал) и солидный возраст (ему тогда было уже за пятьдесят). В Нью-Йорке он начал с мытья посуды в ресторане, но мыл ее недолго. Устроился уборщиком в экспериментальной лаборатории Корнелльского университета, чтобы быть поближе к винограду. Но убирал тоже недолго. Его заметили и повысили.

Судя по отрывочным воспоминаниям, Константин Фрэнк был классическим ученым своей эпохи. Этот тип замечательно описан Артуром Конан Дойлом в нескольких романах и рассказах. Я говорю о профессоре Челленджере (в прямом переводе сhallenger – “бросающий вызов”). И реальный Фрэнк, и выдуманный Челленджер – люди одержимые, неистовые, упрямые. Быть рядом с ними не просто. Некоторые коллеги в экспериментальной лаборатории даже всерьез обсуждали, не следует ли госпитализировать Фрэнка в психиатрическую больницу. Сын Вилли (1926-2006) вспоминал: “Он никогда не считал себя бизнесменом. Я говорил ему: “Папа, даже католическая церковь – это бизнес: не будет дохода, не будет церкви!” Вилли бросил хозяйство отца, стал коммивояжером, торговал фототехникой, но, в конце концов, вернулся домой, чтобы работать вместе с отцом, а после продолжить его дело.

У виноделия есть не только своя “физика”, но и “метафизика”. Оно учит понимать значение корней, листвы, плодов. В семье Фрэнков говорили по-немецки. Вилли в свидетельстве о рождении назван Виллибальдом – в честь святого, основавшего несколько немецких монастырей. Внука Фреда – он тоже винодел и виноторговец – официально зовут Фредерик, т. е. Фридрих. Учился он в Корнелльском университете, а потом в Рейнгау, крупнейшем винодельческом районе Германии. Хотя наиболее серьезными винодельческими достижениями Константина Фрэнка принято считать рислинг и шардоне, сам он больше всего гордился ркацители. С этим грузинским виноградом он работал еще до войны в Грузии и Украине и вспомнил о его морозоустойчивости в Америке. Для него это было вино-воспоминание. Так ркацители Константина Фрэнка прижился на Восточном побережье (“свежий, цветочный, с привкусом персика, киви и личи и отголоском белого перца”, – газета Wall Street Journal ).

Константин Фрэнк знал толк в свойствах и оттенках холода. Этому его научила Одесчина. С точки зрения приезжих с севера, одесское побережье – жаркий юг, а с точки зрения виноградарей тамошний грунт скорее прохладен, а у солнца – короткий век. В виноделии даже разница в полградуса может играть решающую роль. Константин Фрэнк ощущал эти полградуса кожей и потому выбрал землю для своего виноградного хозяйства возле незамерзающего озера Кеука (теперь там проходит винный маршрут для туристов). Еще он всегда отдавал предпочтение живучим и упрямым сортам винограда.

Рассказывая о Константине Фрэнке, я вспоминаю другое имя: Андрей Челищев (Andre Tchelistcheff). Они были хорошо знакомы и, думаю, разговаривали друг с другом по-русски. В Калифорнии Челищеву поставлен памятник (“Ничего выдающегося я не сделал, кроме каберне”). Первый стал реформатором винной культуры Восточного побережья Америки, второй – Западного. Оба они родились в Российской империи, и оба были почвенниками, прикладными почвенниками. Свою почву они нашли в Америке и сделали ее родной. В середине XIX века журнал “Московитянин” воевал с “гниющим Западом”. Фрэнк и Челищев воевали с черной и серой гнилью винограда – каждый на своем побережье – и одержали победу. Их “почва и судьба” дышали и продолжают дышать пряными, дымными, медовыми ароматами вин.

По материалам
Игорь Померанцев SVOBODA.ORG

RUSSIAN NEW YORK NEWS USA MANHATTAN BROOKLYN QUEENS STATEN ISLAND THE BRONX NJ

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*


This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.