Фильм о триумфе советского хоккея показан на кинофестивале в Нью-Йорке

осле мировой премьеры в Канне, успешных показов на киносмотрах в Москве, Теллурайде и Торонто документальная лента «Красная Армия» (Red Army) демонстрировалась в рамках официальной программы 52-го Нью-Йоркского кинофестиваля.

Фильм американского режиссера Гейба Полски посвящен легендарной хоккейной команде ЦСКА, возглавляемой Анатолием Тарасовым, и ее острому соперничеству с канадскими профессионалами. На нью-йоркскую премьеру в Линкольн-центре пришли бывший капитан ЦСКА Вячеслав Фетисов, ставший главным действующим лицом фильма, президент и генеральный менеджер команды «Нью-Джерси Девилз» Лу Ламорьелло (Фетисов играл в ней несколько лет и был помощником главного тренера) и постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин.

Вячеслав Фетисов поблагодарил режиссера Гейба Полски за «прекрасную работу» и выразил надежду, что фильм будет показан в России. Фильм куплен для американского проката компанией Sony Pictures Classics, которая также будет прокатывать в США фильм «Левиафан» Андрея Звягинцева.

Как сообщил корреспонденту «Голоса Америки» один из продюсеров фильма Дмитрий Салтыковский, создатели «Красной армии» надеются подписать контракт с одной из российских прокатных фирм. Он сказал, что после заметного успеха на крупнейших кинофестивалях и позитивных рецензий вполне реально рассчитывать на оскаровскую номинацию в категории полнометражных документальных фильмов, тем более, что у американского прокатчика есть в этом плане удачный опыт.

Накануне премьеры с режиссером Гейбом Полски встретился корреспондент Русской службы «Голоса Америки».

Олег Сулькин: Почему вас заинтересовал советский хоккей?

Гейб Полски: Я сам играл в хоккей в юности, очень любил этот вид спорта. Но мне захотелось сделать этот фильм вовсе не для спортивных фанатов, а для обычных зрителей.

О.С.: С первых же кадров заметно, что ваши отношения с Фетисовым строились очень непросто. Он явно вам не доверял вначале, но потом, похоже, подобрел, смягчился. Как вы подобрали ключ к его сердцу?

Г.П.: Слава ведет себя так, как вел на хоккейной площадке. Он бывает агрессивен, суров, умеет защищаться. Он может играючи впечатать тебя в бортик.

О.С.: Может быть, все это оттого, что вы американец, а в России сейчас Америка, мягко говоря, не очень популярна?

Г.П.: У меня нет точного ответа. Может, он устал от назойливых американцев, требующих объяснить «советское хоккейное чудо» 70-80-х и склонных к стереотипному изображению русских как «плохих парней». Но когда Слава убедился, что я хочу искренне разобраться в удивительном творческом стиле советских хоккеистов, то стал более открытым и дружелюбным. Он пообещал мне 15-минутное интервью, которое вылилось в откровенный пятичасовой разговор.

О.С.: Вы же сами имеете русские корни, не так ли?

Г.П.: Мои родители – украинские евреи, выходцы из бывшего Советского Союза. Они приехали в Америку из Киева в 1976 году. Я родился в Миннесоте в 1979 году. Через год семья перебралась в Чикаго. Дома говорили по-русски, и русский был моим первым языком. Но потом я его, к сожалению, потерял. Помню, в детстве очень стеснялся говорить по-русски на улице, стеснялся, что мои родители иммигранты. Мозги мне вправил мой школьный тренер по хоккею. Его звали Станислав Степкин, он приехал из Эстонии. Ученик Анатолия Тарасова, он мне объяснил, что советская школа хоккея отличается потрясающей креативностью и коллективным духом. Напротив, североамериканская школа всегда выпячивала индивидуализм и брутальность. И поэтому, когда я поступил в Йельский университет и стал играть в студенческой команде, я пережил жестокое разочарование. Меня усиленно пытались переучить на североамериканский манер. И я поставил точку в своей спортивной карьере – ушел из команды.

О.С.: И через какое-то время стали думать о фильме про хоккей?

Г.П.: Да, но до этого я снял несколько фильмов. Где-то в 2006 году задумал фильм про русский хоккей. Но реально снимать хоккеистов я стал два года назад. Мне хотелось избежать стереотипов и банальностей, передать дух русского спорта, драму выдающихся игроков. Я прочитал книгу канадского автора Лоренса Мартина «Красная машина» (The Red Machine), просмотрел много часов архивной кинохроники.

О.С.: Помогало ли налаживать контакт то, что ваши корни в бывшем Советском Союзе?

Г.П.: Вначале хоккеисты были немножко скованы и подозрительны, но потом постепенно лед растапливался. Правда, и Фетисов, и Ларионов, и Макаров, и Тихонов сказали мне «нет». К счастью, Славу (Фетисова) удалось переубедить, и он стал стержнем всей истории.

О.С.: Что оказалось самым сложным? Налаживание контакта?

Г.П.: Пожалуй, нет. Монтаж. Он выпил все соки. Четыре монтажера работали больше года. У нас было примерно 70 часов снятой нами пленки, из чего мы отобрали то, что составило 30 процентов продолжительности фильма, остальное – архивные съемки.

О.С.: Ухудшение отношений между Россией и Америкой повлияло на ваш проект?

Г.П.: Я в основном закончил картину до того, как начался конфликт вокруг Украины. И вообще, мне хотелось сделать что-то, не зависящее от политической обстановки, то, что будут смотреть и много лет спустя. Но раз так все закрутилось, что ж, вычитывайте из фильма особенности русского характера, русской истории, русского менталитета.

О.С.: Как американцы реагируют на фильм? Что вам говорят после просмотров?

Г.П.: Много лестных слов. Я даже не ожидал. И пресса в высшей степени хвалебная, что тоже большая редкость. На показ в Торонто пришли великий тренер североамериканского хоккея Скотти Боумен и выдающийся хоккеист Уэйн Гретцки. Я очень боялся, что им не понравится, ведь фильм рассказывает об историческом триумфе их заклятых соперников. После показа и Боумен, и Гретцки, – а он был со всей своей семьей, – остались на «вопросы и ответы», подошли ко мне, эмоционально и трогательно благодарили за фильм. Я не верил своим глазам и ушам – сбылась моя детская мечта.

О.С.: А как прошла премьера в Москве?

Г.П.: Грандиозно! Фильм выбрали для торжественного открытия Московского кинофестиваля, я очень горжусь этим. Люди после просмотра стоя аплодировали. Даже после пресс-просмотра были овации, что тоже необычно. Но фильм пока не куплен, что меня озадачивает. Почему они не хотят хорошо заработать на фильме, снятом американцем и прославляющем русский хоккей?!

Олег Сулькин VOA.GOV

RUSSIAN NEW YORK NEWS USA
MANHATTAN BROOKLYN QUEENS STATEN ISLAND THE BRONX NJ

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*


This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.