Как меняется роль церкви в Украине? Возможно ли достичь единства православных конфессий? Гость Виталия Портникова – Филарет, патриарх Украинской православной церкви Киевского патриархата.
Виталий Портников: Сегодня, в рождественский день, гость нашего эфира – патриарх Филарет, глава Украинской православной церкви Киевского патриархата. Почему нет мира между Россией и Украиной? Почему нет мира между церквями? Почему нет спокойствия в душах людей? Это важный вопрос на Рождество?
Патриарх Филарет: Важный. Почему нет мира? Потому что существует грех, существует зло. Не было мира меду людьми и Богом, поэтому Сын Божий стал человеком для того, чтобы примирить человеческий род, прежде всего, с Богом, чтобы наступил мир. Ангелы, которые явились в ночь Рождества Христова, пели: «Слава вышних Богу, и на земле мир». Своим рождением Христос принес мир на землю, мир между людьми и Богом.
А для того, чтобы был мир между людьми и Богом, должен быть мир между самими людьми. Для того, чтобы был мир между людьми, не должно быть греха, должна быть правда. Вот там, где есть правда и справедливость, там мир, а там, где нет правды и справедливости, там вражда и борьба. Поэтому Христос стал человеком – для того, чтобы победить в человеческой природе грех, и он победил его.
Примером победы над грехом в человеческой природе являются святые. Святые враждуют между собой? Нет, они любят друг друга, и поэтому между ними мир. А если возникает вражда, а тем более война, значит, есть причина. А причина — зло, причина — грех.
Виталий Портников: Вы многие годы боретесь за украинскую поместную церковь. В конце 2016 года патриарх Кирилл, глава Русской православной церкви, еще раз четко сказал, что ни о какой автокефалии Украинской православной церкви речи быть не может, что он выступает категорически против этого, что Русская православная церковь против этого. Это еще одно совершенно конкретное заявление на эту тему, которое не оставляет надежды на то, что украинские церкви могут воссоединиться.
Патриарх Филарет: Если бы это зависело от патриарха Кирилла, может быть, в Украине и не было бы автокефальной церкви. Но это зависит не от него. Патриарх Кирилл – человек смертный, и конец его жизни тоже придет. Будет другой патриарх, он будет по-другому смотреть на вещи и на историю. Почему мы уверены, что, вопреки заявлениям патриарха Кирилла, автокефальная церковь в Украине будет? (То есть автокефальная церковь есть и сейчас, но она будет единой в Украине.) Основание для этого — существование украинского государства. Вот там, где существует украинское государство, там существует и автокефальная церковь.
Когда русская церковь стала автокефальной? Когда образовалось Великое Московское княжество, независимое от Русско-литовского государства. Когда возникло Великое Московское княжество, тогда возникла автокефальная церковь, то есть московская метрополия. Она возникла с согласия Константинопольского патриарха?
Виталий Портников: Предварительно – нет.
Патриарх Филарет: Константинопольский патриарх в составе церкви, в которую входила киевская метрополия, не признавал отделения московской метрополии от киевской, и это длилось 141 год. А потом все-таки признал, и не только русскую церковь, но и все другие автокефальные церкви, которые возникли в результате распада Оттоманской империи, получили автокефалию. Константинопольский патриарх не признавал одни больше, другие меньше, а больше всего не признавал болгарскую церковь, но, в конце концов, признал и ее.
Поэтому мы уверены, что и украинская церковь будет признана автокефальной церковью не только другими церквями, но и русской церковью, ведь нет канонического и исторического основания не признавать украинскую церковь автокефальной.
Вот когда Украина входила в состав Российской империи, в состав Советского Союза, было одно государство, была и одна церковь. А теперь, когда Российской империи и Советского Союза нет, образовались независимые государства, и каждое независимое государство, если оно православное, имеет право на существование автокефальной церкви. Поэтому слова патриарха Кирилла, что автокефальная украинская церковь никогда не будет признана, – это несправедливые, ложные слова. Придет время, и российская церковь признает автокефалию украинской церкви.
Виталий Портников: Владыка, что может сегодня церковь сделать для тех ваших прихожан, которые остались на территории Крыма и на территориях оккупированных районов Донецкой и Луганской областей? Кстати, и для ваших прихожан в самой России? Я знаю, что их немного, но у вас есть прихожане и на территории самой Российской Федерации.
Патриарх Филарет: В Крыму есть наш архиепископ Климент, который является архипастырем крымской паствы. Там есть священники, приходы, совершается богослужение, проповедуется слово Божье, то есть церковь выполняет свою миссию, правда, в очень сложных условиях. У нас отобрали несколько храмов, количество храмов сократилось, но церковь продолжает жить и поддерживает своих верующих, вселяет веру в окончательную победу справедливости. А справедливость заключается в том, что Крым был, есть и будет территорией Украины. Москва заявила, что она – гарант неприкосновенности украинской территории, а теперь оккупировала Крым, поступив несправедливо. А в истории всегда побеждает правда.
Виталий Портников: Такой ваш взгляд на историю – церковный или личностный?
Патриарх Филарет: Церковный. Кто побеждает — Бог или дьявол?
Виталий Портников: Побеждает Бог.
Патриарх Филарет: Побеждает правда, а не неправда. В Крыму победила неправда, ведь была гарантия со стороны России, что это территория Украины, а теперь совершили неправду, но правда должна победить, потому что с правдой Бог, а Бог всегда побеждает.
Это же надо сказать и по отношению к Донбассу. В Донбассе у нас есть две епархии – Донецкая и Луганская, в Донецкой епархии управляет архиепископ Сергий, а в Луганской – епископ Афанасий.
Нашим верующим тяжело на оккупированной территории, потому что они не пользуются той свободой, которой пользуются наша церковь, как и все другие церкви, на не оккупированной территории. На оккупированной территории имеет право свободно совершать богослужение только Московский патриархат, а все остальные или совершенно запрещены, или совершают богослужение подпольно или с большим ограничением. Но мы верим, мы убеждены, что наступит время мира и победа правды.
Виталий Портников: Я очень хорошо помню такой подъем энтузиазма после 2013-14 годов, а сейчас мы наблюдаем, что в людях все больше разочарования, неверия, опасений из-за отсутствия перспектив. Вы это ощущаете?
Патриарх Филарет: Надо видеть не только плохое, но и хорошее. Хорошее – то, что украинский народ (в том числе, и власть) встал на защиту украинского государства. Не было боеспособной армии, а сейчас мы имеем боеспособную армию. Это положительно? Положительно. Это результат Майдана? Да, потому что Майдан выступил против власти, которая не защищала свое государство.
Сейчас в Украине идет борьба с несправедливостью, то есть с коррупцией. Это положительно? Положительно. Так что не надо считать, что в Украине сейчас происходят только негативные процессы. Да, негативного еще много, но это наследие предыдущих лет. Мы верим, что справимся с этими проблемами.
Виталий Портников: Церковь в Украине имеет очень большое общественное доверие, что, в принципе, нетипично для современной Европы. Вы это объясняете тем, что люди очень долго были в неверии, или тем, что церковь смогла за эти годы доказать, что она действительно близка к обществу, близка к людям, что она понимает их интересы и желания?
Патриарх Филарет: Это результат того, что Украина, как и другие народы Советского Союза, долгое время была в условиях безбожной власти, атеизма, борьбы с церковью. Зная результаты этого отсутствия веры в Бога, теперь мы больше обращаются к Богу, чем те, которые не знали, что такое безбожье.
А вторая причина: украинский народ – вообще народ религиозный, и то, что построено больше трех с половиной тысяч храмов, это результат его религиозности. Безбожье парадоксальным образом помогло укрепить веру, так же как страдания вызывают любовь.
Виталий Портников: Эта религиозность – главным образом внутренняя или внешняя? Если бы она была внутренней, может быть, не было многих моральных проблем, которые существуют в постсоветских обществах, и в украинском – тоже…
Патриарх Филарет: Это внутренняя религиозность. Человек умирает за свою землю, за свой народ… Это внутреннее или внешнее, когда человек отдает жизнь во имя свободы своего отечества?
Виталий Портников: Это может быть продиктовано патриотизмом, а не верой в Бога.
Патриарх Филарет: А что такое патриотизм? Это любовь к своему отечеству. Помощь людям, которые страдают, – это внутреннее проявление? Внутреннее. Поэтому нельзя сказать, что это чисто внешнее. Есть и внешнее проявление, но в целом это внутреннее проявление веры в Бога, любви к нему и любви к ближнему.
Виталий Портников: Вы долгие годы находились в высшем клире Русской православной церкви: были митрополитом, местоблюстителем патриаршего престола. Религиозность Русской православной церкви – внешняя или внутренняя?
Патриарх Филарет: Есть внешняя, и есть внутренняя. Нельзя сказать, что русский народ не религиозный, это не так. Поэтому и святых много в русской церкви. Русский народ претерпел те же гонения на церковь, на веру, что и другие народы, поэтому нельзя сказать, что он внутренне не верующий, что это все внешнее. Но много и внешнего.
Виталий Портников: А как преодолевать то, что многие люди тяготеют скорее к обрядности, чем к каким-то духовным переживаниям, когда приходят в церковь?
Патриарх Филарет: Можно преодолевать это разными методами. Прежде всего, надо бояться греха. Каким образом можно вызвать в себе страх греха? Напоминать себе о Страшном суде и о вечных страданиях. Когда человек помнит, что он бессмертен и будет суд Божий, это заставляет его серьезно относиться к своим чувствам, делам и мыслям, бороться страхом со своими грехами и со своим внутренним злом. А когда человек страхом побеждает грех, есть другой способ — награда.
Виталий Портников: Те люди, которые бомбят, оккупируют, посылают армию, явно не напоминают себе о Страшном суде…
Патриарх Филарет: Да, и поэтому они будут страдать и тут, на земле, а еще больше – после смерти. Вот пример: немецкий народ страдал после окончания Второй мировой войны? Страдал. Германию разделили на две части (а советское руководство предлагало после окончания войны разделить ее на отдельные государства в границах каждой немецкой земли). Эти страдания – результат агрессии. Поэтому тот, кто несправедливо поступает по отношению к другим народам, должен помнить, что есть Бог, который в свое время воздаст за его дела.
италий Портников: Когда есть доверие к церкви, нет доверия к государству, как в Украине. Что можно сделать для того, чтобы изменить эту ситуацию? Ведь это действительно факт сегодняшнего украинского существования: к церкви относятся с доверием, к вооруженным силам тоже, а к другим государственным институциям доверия у людей нет.
Патриарх Филарет: Для того, чтобы было доверие, надо служить народу, служить государству. Будут служить народу чиновники, министры – будет доверие, не будут служить – не будет доверия. Почему есть доверие к церкви? Потому что церковь служит народу, и люди видят это. Почему доверяют армии? Потому что армия защищает свое государство, свой народ.
Виталий Портников: А это несовершенство людей или несовершенство институций?
Патриарх Филарет: Это несовершенство людей, ведь люди создают институции.
Виталий Портников: Что вы думаете о будущем вашей церкви? Сколько лет она еще может находиться в таком состоянии между поиском единства и непризнанностью?
Патриарх Филарет: Я уверен: придет время, когда в Украине будет одна православная церковь, и эта церковь будет признана другими церквями. Это будет, только я не знаю, когда — это знает только Бог.
Виталий Портников: А вы видите какие-то механизмы для этого?
Патриарх Филарет: Вижу. Это, например, признание украинской церкви автокефальной со стороны Вселенского патриарха. Это будет стимулом для объединения всех православных христиан в Украине в одну церковь.
Виталий Портников: Вы считаете ситуацию в мировом православии благополучной после того, что недавно произошло на Соборе?
Патриарх Филарет: Она неблагополучна, потому что идет борьба между Москвой и Константинополем за первенство в православной церкви, борьба за власть в церкви. А Христос сказал: кто хочет быть больше другого, тот должен служить, а кто хочет быть первым, должен быть рабом. Кто хочет быть первым, тот должен служить церкви, как раб. А мы не видим, чтобы руководители церквей служили интересам православия, как рабы, поэтому идет такая борьба.
Виталий Портников: В церкви не хватает смирения?
Патриарх Филарет: Не хватает. Все стремятся к власти. А Христос для того, чтобы победить грех, стал человеком, причем родился не в царских условиях, а в вертепе рядом с животными, смирил себя так. Смирение возвышает человека, а гордость унижает.
Виталий Портников: Благодарю. Поздравляю вас с праздником.
Патриарх Филарет: Я также поздравляю всех с Рождеством Христовым! Желаю, чтобы Господь как можно скорее послал мир между нашими народами и мир во всем мире.
Виталий Портников SVOBODA.ORG
НОВОСТИ РУССКОГО НЬЮ-ЙОРКА США
МАНХЭТТЕН БРУКЛИН КВИНМ СТАТЕН АЙЛЕНД БРОНКС НЬЮ-ДЖЕРСИ
Leave a Reply