От сумы и тюрьмы…
С хорошей книгой всегда жалко расставаться. Точнее, не с самой книгой, а с ее героями. На своем веку этих самых литературных героев – положительных и отрицательных – я повидал немало, и, признаюсь, очень часто вторые оставляли не менее глубокий след, чем первые. Вовсе не моя вина в том, что бессовестный авантюрист Остап Бендер оставил далеко позади в моем восприятии «правильного» Павла Корчагина, а Беня, извините, Крик, на котором, как говорится, пробу негде ставить, – честнейшего Робинзона, допустим, Крузо…
Так вот, только что я с явным сожалением расстался с очередным «неправильным» героем, и прошу иметь в виду, что эпитет «неправильный» скрывает истинную характеристику настоящего разбойника, признанного одной из самых демократичных судебных мировых систем преступником №1. Вот так – ни больше, ни меньше.
Не стану вводить Читателя в сюжетную линию романа, которому, будь я его автором, непременно бы присвоил звание криминального, потому что, помимо главного злодея Психа, не успеешь перевернуть страницу, тут же сталкиваешься с очередным мазуриком или фармазоном.
Псих родился и вырос, конечно же, в Одессе. Почему «конечно же»? А где еще, по-вашему, мог появиться на свет подобный экземпляр – в Мелитополе? Где, я вас спрашиваю, мог родиться и состояться человек с чрезвычайно повышенным чувством справедливости, которого это, казалось бы, совершенно замечательное свойство характера последовательно и, что называется, с младых ногтей, ведет, как это ни странно звучит, от преступления к преступлению?
В этом месте, как мне кажется, в самый раз вспомнить о главном (если не единственном) виновнике создавшейся совершенно немыслимой ситуации, в которой злодей под первым номером становится для рецензента (а я ведь и есть этот самый рецензент) фигурой, вызывающей сочувствие и понимание. Как, очевидно, догадался Читатель, я имею в виду авторов рассматриваемого произведения. Впрочем, если быть до конца честным, на всем протяжении чтения этого очень криминального романа меня не покидала мысль, что авторы знают криминальный мир и все, что с ним связано, явно не понаслышке. Описание же тюремных камер – что в Штатах, что в Германии – указывает на глубокое знание авторами их устройств во всех подробностях, которое можно было приобрести исключительно в результате длительного проживания в них.
В данной ситуации нет ничего необычного: сможет разве дилетант составить конкуренцию профессионалу, если дело касается описания мест, не столь отдаленных?..
А чтобы у Читателя не сложилось впечатление о недобром отношении рецензента к авторам совершенно криминального чтива, отмечу явные достоинства романа: легкий, вполне доступный язык, умение быстро посвятить читателя в стремительно, как это часто случается в жизни, изменяющуюся обстановку…
И самое главное: рассказывая о своем герое и его окружении, авторы не пытается как-то воздействовать на Читателя, сделать его своим союзником… Ничего подобного в романе нет – Читатель самостоятельно должен составить мнение о Психе, этом еврейском варианте Робина Гуда, его семье, друзьях и недругах.
Повторюсь: расстаюсь с криминальным романом «Псих» и его героем с явным сожалением. Значит, роман удался…
Анатолий Горбатюк, член президентского совета Всемирного клуба одесситов, член Национального союза журналистов Украины
Июль 2019 г.
@ @ @
PS. Рецензия на книгу, присланная в “Новости русского Нью-Йорка” из Украины , с Одессы – родины главного героя романа “Псих” по нашему мнению не отражает размаха описания книги а также исторического значения документального описания истории становления и культуры русскоязычной – “советской” эмиграции в Нью-Йорке в начале последней четверти 20 века.
В cередине статьи – оригинальное американское видео расследование о “русской мафии” снятое по мотивам и отражающее американскую точку зрения на происходящее в “русском” криминальном мире Америки и Нью-Йорка в конце прошлого века.
Leave a Reply