Соломон Михоэлс часть великой русской еврейской культуры , а также видный общественный деятель, первый председатель Еврейского антифашистского комитета , собравший на оборону родины в еврейских общинах Северной Америке в ходе своего турне $33млн. (огромную сумму по тем временам), злодейски убитый по личному приказу Сталина в 1948г.
Различного рода исследований и мемуаров о нём издано немало, но подавляющее большинство из них касаются его театральной деятельности, работы в ЕАК и тайнам зловещего убийства в Минске, а вот о личной жизни Соломона Михайловича, его характере, поведении в кругу друзей и близких написано очень мало. Заполнить эту нишу решился известный драматург, прозаик и поэт, Член Союза писателей, Союза журналистов и Союза театральных деятелей Украины и Международной федерации русских писателей Зиновий Сагалов своей пьесой «Последняя роль Соломона Михоэлса». Не менее интересный человек Леонид Копейкин , поднял очень своевременно тему о Соломоне Михоэлсе , решив напомнить новому поколению, что они должны понимать, почему можно столкнутся с враждебностью Мира, в который они пришли. А теперь посмотрите на то, что происходит вокруг нас сейчас во всем мире, в том числе и в Америке. Антисемитизм никуда не исчез, и серьезные проблемы могут повториться. Надо не забывать об этом и бороться любыми доступными средствами.
Истори
Сценическое чтение пьесы в исполнении высокопрофессиональных артистов Алексея Трубецкого и Валерии Коренной, имеющих большой опыт работы в ведущих Московских театрах, поставленное выпусником ГИТИСа, талантливым режиссёром Арнольдом Швецовым, прошло в начале мая в Нью-Йорке. Давно не видела такого ажиотажа, как перед премьерой пьесы Сагалова. Все билеты были проданы ещё за 2 недели до спектакля, десятки людей, которым билеты не достались, собрались у здания радиостанции задолго до его начала с надеждой на чудо.
В пьесе всего два действующих персонажа: сам Михоэлс и его вторая жена Анастасия Потоцкая, но как же много нам удаётся узнать о них самих и эпохе, в которой они жили, из диалогов и монологов, воспоминаний и размышлений! Вот Анастасия («Аска», «графинюшка» – так, любя, величал её муж) делится с залом подробностями их романтического знакомства. Некрасивый, малорослый, лысый, с взлохмаченными остатками былой шевелюры на висках, к тому же старше обхаживаемой им дамы на 16 лет, но искромётный, остроумный, неотразимый в своей харизматичности, он с первой попытки обвораживает девушку, а вскоре женится на ней, представительнице старинного графского рода. Даже , может быть Алексей Трубецкой и не похож внешне , на Михоэлса , но в нем чувствовался стержень, обаяние , а люди , которые помнят Михоэлса , при жизни забывали , что рядом он некрасивый и неухоженный .
Итак вернемся к спектаклю . Как же прекрасно показали настоящую любовь , как они не могут друг без друга, как 18-летние подростки, впервые познавшие вкус любви. Как они нежны, как доверяют самые сокровенные мысли, делятся взглядами на происходящее! И это в самые тяжёлые, кровавые годы сталинских репрессий, когда люди и сами с собой-то боялись быть откровенными. И вот перед зрителями Соломон, мучительно размышляющий о новой роли короля Лира, которую мечтает сыграть уже много лет. Он, выведший на первый план игру актёров, а не их внешность и достоверность внешних атрибутов постановки, ищет те жесты-лейтмотивы, которые помогут раскрыть образ. И находит их: то ищет рукой на голове утраченную корону, то смахивает с глаз «паутину заблуждений». А ещё он много рассуждает о будущем евреев , предчувствует наступление тяжёлых времён и свою трагическую судьбу в стране, где великие писатели, учёные, режиссёры были лишь пешками в шахматной партии тирана, которые он с лёгкостью смахивал с доски . Его , Шломо Вовси, выпускника хедера, который только в 13 лет начал изучать русский язык, не могло не волновать будущее
Не хочется повторять литературный штамп «артисты вложили всю душу в работу», но лучших слов не сышишь. Несмотря на то, что это было «всего лишь» сценическое чтение, а не спектакль с декорациями, они проработали каждый жест, каждую интонацию так, что перед переполненным залом вели беседы, спорили, страдали и радовались живые Михоэлс и Потоцкая. Зрители были настолько зачарованы происходящим на сцене, что не было слышно не то что обычного перешёптывания, но даже дыхания десятков людей. Хочу от имени всех счастливчиков, сумевших попасть на спектакль в этот вечер, поблагодарить Алексея Трубецкого и Валерию Коренную за прекрасно сыгранные роли, а также всех причастных к блестящей постановке: автора пьесы З.Сагалова, режиссёра А.Швецова, продюсера Леонида Копейкина, одержимого талантливого человека , желающего сохранить историю нашего народа, поднявшего очень своевременно замалчиваемую тему о которой нужно говорить в полный голос , за то удовольствие, что мы все получили. Было бы правильно , если бы все не ограничилось бы одной постановкой и с нетерпением ждём следующего спектакля на большой сцене! Спонсоры, дело за вами!
Марина Лагунова
Фильм “Еврейское счастье” 1925 года с Соломоном Михоэлсом
Leave a Reply