В своей книге «Нью-йоркский блокнот» художник Сергей Голлербарх, эмигрировавший из послевоенной Европы в Нью-Йорк в 1949 году, пишет: «В 1930-х годах в среде так называемой «прогрессивной» американской интеллигенции были распространены левые, часто просоветские политические настроения.
Вот как описывал Илья Болотовский (проживавший в Америке художник-абстракционист) ситуацию тех лет: «Было сильное давление от наших коллег-коммунистов. Вы даже не могли найти себе подругу, если вы не работали для спасения всего человечества.
Вы должны были быть реалистом, пишущим картины с социальным значением». (Какая поразительная параллель с Советским Союзом!) «Меня, абстракциониста, считали „мелкобуржуазным аристократом” — и мне угрожали. У наших коммунистов был „Список врагов”, где числился я, Марк Ротко, Адольф Готлиб, Мейер Шапиро (искусствовед) и Балькомб Грин.
Когда нас видели, нам грозили кулаками и кричали: „Мы до вас еще доберемся!”
Во время советско-финской войны американские коммунисты утверждали, что Финляндия по численности населения превосходит СССР и развязала войну, цель которой — покорение Советского Союза».
К счастью, эти годы далеко позади, американские художники-коммунисты до Болотовского не добрались, и его полотна заняли почетное место в истории американской абстрактной живописи».
Leave a Reply