Трагические события в Одессе самым неожиданным образом изменили политический и эмоциональный контекст выставки, открывшейся на днях в Музее Зиммерли в Нью-Брансуике (Нью-Джерси). Здесь начала работу экспозиция «Второй авангард Одессы: город и миф» (Odessa’s Second Avant-Garde: City and Myth).
Печальная тень
Это первая выставка изобразительного искусства из Украины в стенах Музея Зиммерли, являющегося частью Университета Ратгерс и хранящего богатейшее собрание работ советских художников-нонконформистов, известное как коллекция Нортона Доджа. Она продлится до 19 октября текущего года.
В экспозиции представлены более пятидесяти живописных полотен, произведений графики и коллажи из собрания Доджа, отражающие, как отмечается в пресс-релизе, «независимый и свободолюбивый дух этого украинского города».
«Трагедия в Одессе не выходит из головы, – сказала «Голосу Америки» куратор выставки Олена Мартынюк. – На открытии, состоявшемся за два дня до этих печальных событий, мы так много говорили о миролюбивости одесситов, их оптимизме, чувстве юмора, умении находить компромиссы. Как и многие в эти дни, я прикована к экрану компьютера, силюсь понять и осознать произошедшее, читаю рассказы очевидцев, но сердцем отказываюсь верить, что это могло произойти в беззаботной Одессе, не знающей, кажется, ничего тяжелее южных бархатных теней. Соболезную, скорблю, надеюсь на честное расследование, желательно при поддержке международных специалистов».
В трех залах музея, расположенного на кампусе университета, представлены работы художников-нонконформистов, творивших в Одессе в 60-80-е годы прошлого века. Именно в эпоху хрущевской оттепели многие живописцы стали отходить от канонов соцреализма и экспериментировать, в основном, в духе фовизма, кубизма и экспрессионизма. Впрочем, некоторые мастера стали, вопреки непрекращающемуся давлению цензуры, работать в еще более радикальных стилях серийного искусства, абстракционизма, поп-арта и концептуализма.
Портовый колорит
Кто конфузливо, кто со смешком отходил от картины Люсьена Дульфана, изображающей задорного морячка со спущенными штанами и в не самой приличной позе. Причем на заголенном месте заметно отверстие наподобие монетоприемника телефона-автомата, размещенное в полном соответствии с человеческой анатомией.
Сам художник с пышными чапаевскими усами, известный в былые годы всей артистической Одессе эпатажными выходками и розыгрышами, подошел к своему творению и опустил в щель монетку. Тут же заиграла, как в старой шарманке, песня: «Ты моряк, красивый сам собою»…
«Я придумал эту затею, чтобы собирать деньги на пиво, – сказал «Голосу Америки» Люсьен Дульфан. – Вообще-то у меня с одной стороны груди живет ангелочек, с другой – дьяволенок».
На картине «Песня» 1972 года Дульфан избразил себя и памятник Дюку – герцогу де Ришелье, первому градоначальнику Одессы.
Вполне символично, что именно нестареющий озорник «Люсик» Дульфан, житель Нью-Йорка с 1990 года, представлял «вживую» на вернисаже замечательную плеяду одесских художников-нонконформистов. Пришел на открытие и художник, бывший одессит Ной Волков.
Многих уже нет в живых, другие, как говорится, далече – живут в разных странах, на разных континентах.
«В начале 20-го века космополитичный портовый город на окраине российской империи стал магнитом для евреев, украинцев, русских, греков, объединив их в самых смелых творческих устремлениях, – отметила Олена Мартынюк. – То был первый этап авангарда. Художники искали свою идентичность, замешенную на этническом и культурном разнообразии. Солнечный, южный климат Одессы стал и продолжает сегодня оставаться метафорой самобытности и свободы».
Будучи аспирантом Университета Ратгерс, Мартынюк с 2009 года живет в Нью-Джерси, пишет диссертацию о художниках- авангардистах в Советском Союзе в период перестройки. Она родилась в Кировограде. Переехала в Киев, где окончила Национальный университет – Киево-Могилянскую академию по специальности «культурология». Работала в нескольких художественных галереях.
Без коньяка не разобраться
Посетивший открытие выставки Семен Кантор, директор Музея современного искусства Одессы, рассказал «Голосу Америки», что Олена Мартынюк приезжала к ним по рекомендации куратора Музея нонконформизма в Санкт-Петербурге Лоры Кучер и сотрудника Музея Зиммерли Юлии Туловской.
«Сначала мы хотели сделать выставку в Нью-Джерси совместно, – сказал Семен Кантор, – но затем согласились с тем, что коллекция Доджа самодостаточна и нет необходимости добавлять что-то еще из нашего музея. Мы познакомили Олену с нашей коллекцией, с самими художниками, помогли осуществить этот интересный проект. Мы рады тому, что американцы познакомятся с творчеством лучших одесских художников».
«Выставка готовилась три года, – отметила Олена Мартынюк. – Это последний прижизненный проект Нортона Доджа (он умер в ноябре 2011 года – О.С.). Мы его обсуждали с Нортоном, он проявлял горячую заинтересованность. Помню, как обрадовался, когда в подарок от художников Одессы я привезла ему бутылку одесского коньяка. Он всех им гордо угощал».
«У современной одесской школы живописи интересная история, – подчеркнула Мирослава Мудрак, почетный профессор Университета штата Огайо, в своей лекции, завершившей программу вернисажа. – На рубеже 19-20 веков здесь работал художник греческого происхождения Кириак Костанди, последователь импрессионизма. Многие художники Одессы разных поколений вдохновлялись его опытом, опирались также на традиции живописи Сезанна и экспрессионизма. Одесса стала своего рода русскоязычным Парижем, катализатором новаторских поисков».
Забор для шедевров
Признанным лидером раннего поколения одесского авангарда был Юрий Егоров. Он призывал учеников ломать догмы академизма, смело экспериментировать с формой. Один из его соратников, Александр Фрейдин, тонко передал элегическое настроение в картине «У окна», созданной в 1978 году. Другая картина, «Отражение города», созданная в то же время Люсьеном Дульфаном, резко контрастирует с его эпатажными вещами. В ней художник изящно, сполохами света, обыгрывает романтизированное, мифологическое восприятие Одессы. В камерных по духу работах Льва Межберга ощутима приверженность большого мастера к осязаемости материи, из которой состоит все сущее. Отсюда его неповторимый, «рельефный» способ живописной техники.
Как подчеркнула Олена Мартынюк, одесские нонконформисты в годы советской власти становились жертвами цензурных и административных гонений, также как и их единомышленники в Москве и Ленинграде. Власти им угрожали, обвиняли в подражании Западу, в следовании буржуазным ценностям, запрещали выставляться, исключали из творческих союзов, всячески подталкивая к отъезду за рубеж.
Единственной отдушиной стали так называемые квартирные выставки, главной из которых стала богемная квартира художников-супругов Людмилы Ястреб и Виктора Маринюка. Их работы также представлены в Зиммерли, как и произведения Станислава Сычева и Валентина Хруща, организаторов легендарной несанкционированной «Заборной выставки» 1967 года.
В 80-е годы новое поколение одесских авангардистов взяло на вооружение принципы концептуального искусства. Это направление плодотворно и остроумно развивали Владимир Наумец, Сергей Ануфриев, Юрий Лейдерман, Павел Пепперштейн и другие.
Коллекция Нортона Доджа и его вдовы Нэнси насчитывает порядка 20 тысяч работ, созданных в период с 1956 по 1986 год примерно тысячью художников из Москвы, Ленинграда, Одессы и других городов Советского Союза. Среди них такие известные мастера, как Гриша Брускин, Виталий Комар, Олег Васильев, Эрик Булатов, Илья Кабаков, Леонид Ламм. Всего же в музее Зиммерли, созданном в 1966 году, хранятся более 60 тысяч произведений искусства от античности до современности. Учрежденный в 1766 году, университет Ратгерс является восьмым старейшим высшим учебным заведением в США.
Олег Сулькин VOA.GOV
Leave a Reply